20.11.2013
Правительственные поправки уже в Кремле
Поправки к президентскому законопроекту (их копия есть у «Ведомостей»), наделяющему СКР правом возбуждать налоговые дела без участия ФНС, поступили в Кремль. Об этом «Ведомостям» рассказали два участника обсуждения документа. Они подготовлены РСПП, но правительство их оформило в виде собственных изменений, рассказывает один из собеседников газеты. Кремль получил поправки правительства, они обсуждаются на рабочей группе с участием следственных органов и ФНС, подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
С 2011 г. уголовное дело об уклонении от уплаты налогов может быть возбуждено лишь с санкции ФНС — инспекция должна подтвердить факт налогового правонарушения. В ноябре президент Владимир Путин внес в Госдуму проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, возвращающий прежний порядок возбуждения уголовных дел: на основании материалов МВД, а не налоговиков. Инициативу президента раскритиковал премьер Дмитрий Медведев. Путин в ответ предложил обсуждать проект на совещаниях, а не публично, несогласным посоветовал уйти в эксперты — как Алексей Кудрин.
Кремль еще не решил, учитывать правительственные поправки или нет, а если принимать — в каком виде интегрировать в президентский проект, говорит один из участников совещаний. Скорее всего их внесут через депутатов, добавляет он. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова не ответила на запрос «Ведомостей». Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова отказался от комментариев.
В своем письме представители РСПП убеждают президента, что не сильно изменят концепцию его законопроекта — лишь минимизируют риски для предпринимателей. Они предлагают следующую схему: Следственный комитет полученные им оперативные данные переправит ФНС, которая будет обязана в течение 15 дней провести выездную проверку. Этот срок по решению руководителя ФНС может быть продлен еще на 15 дней. Если ФНС придет к выводу, что недоимки нет, СКР не сможет возбудить уголовное дело.
За месяц сложную налоговую схему, в том числе трансграничную, не раскрыть, говорит чиновник ФНС, только ответа на запрос на Кипр можно ждать несколько месяцев. За месяц можно проверить лишь индивидуального предпринимателя, платящего по упрощенной системе налогообложения, а более-менее крупную компанию придется проверять несколько месяцев, в частности, нужно время для запроса контрагентам, согласен партнер «Налоговика» Роман Терехин. Такие ускоренные проверки будут направлены прежде всего против малого бизнеса и предпринимателей, резюмирует он.
Сейчас частота выездных проверок ограничена (раз в три года). Это ограничение не будет работать, если о проверке просит следователь, предлагают авторы поправок. То есть ФНС придет к налогоплательщику, даже если только вчера проверяла его, объяснял председатель РСПП Александр Шохин. Вдобавок налоговики будут теперь работать в тандеме со следователями: во-первых, брать их на проверки, инициированные СКР; во-вторых, направлять им копию акта проверок, даже если преступление выявить не удалось. Следователи смогут присылать письменные возражения, оспаривать решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе. Также в поправках РСПП предлагается прощать нарушителей, которые вернули все доначисленное по акту проверки, — дело тогда не будет возбуждено.
Не важно, насколько усиливается роль силовиков, главное, чтобы они не могли возбудить дело без решения налоговиков, поддерживает поправки партнер KPMG Михаил Орлов. Но СКР на это вряд ли согласится, указывает сотрудник правоохранительного ведомства: ФНС по-прежнему будет фактически решать, возбуждать дело или нет. «Смысл же был в том, чтобы такое решение принимал СКР, а не налоговый орган, который этим правом не обладает», — настаивает он. Следователи не должны ждать, когда закончится налоговая проверка, уверен собеседник газеты. Даже ускоренная проверка — лишнее промедление для СКР, согласен Терехин: следователи пользуются эффектом неожиданности, возбуждают дело и тут же приходят с обыском, пока налогоплательщик не опомнился и не уничтожил следы преступления.
Авторы поправок из РСПП считают, что решают эту проблему, так как следователи теперь будут ездить на проверки с налоговиками. Но это все равно что пригласить следователя в операционную — эффект такой же, считает Орлов: «Он же не сможет помочь ФНС в изучении бухгалтерии, а собрать все материалы можно и во время оперативно-розыскных мероприятий, еще до возбуждения дела». При желании следователи могут даже предотвратить уничтожение доказательств, продолжает Орлов: оперативно истребовать документы, которые налоговый мошенник хочет отправить в шредер, или провести осмотр помещения.
ФНС и правоохранительные органы (в лице МВД) уже проводят совместные проверки, пусть и не в обязательном порядке, напоминает чиновник, близкий к ФНС. Этот механизм эффективно работает, настаивает он: в последнее время значительно вырос объем доначислений по итогам таких проверок.
Непонятно, почему тандем — налоговая и следователь — лучше, чем просто следователь, рассуждает сотрудник силового ведомства: они могут сработаться и также шантажировать налогоплательщика, требуя взятку за отказ возбудить дело.