12.09.2013
Минфин балансирует бюджет с невиданной жесткостью
Масштабы предлагаемого Минфином "бюджетного маневра" оказались настолько велики, что для его рассмотрения потребовалось спецсовещание у президента Владимира Путина. Помимо пятипроцентного сокращения всех бюджетных расходов каждые три года предлагается провести в 2016 году дополнительное трехпроцентное сокращение госзакупок, госпрограммы вооружения и инвестрасходов. В 2014 году предлагается отказаться от индексации зарплат бюджетников и военнослужащих и отобрать у Белоруссии нефтяные льготы, в 2015-м — отменить льготный НДС, в 2016-м — изъять в бюджет средства от продажи 19,5% акций "Роснефти".
К вчерашнему совещанию у президента Владимира Путина в Ново-Огарево Минфин сократил основные параметры федерального бюджета на 2014-2015 годы от проектировок 4 июля 2013 года, предварительно же одобренных правительством. В новых расчетах Минфина, с которыми "Ъ" удалось ознакомиться, доходы от несырьевого сектора экономики в ближайшие три года упадут на 1,7 трлн руб. в сравнении с июньскими бюджетными проектировками. Пик падения ненефтегазовых доходов бюджета запланирован Минфином на 2015 год — до 7,6 трлн руб. против 8,3 трлн руб., на которые еще в июне рассчитывало правительство. Серьезного сокращения несырьевой экономики Минфин ожидает и в 2014 году — эти доходы для бюджета сократятся на 611,9 млрд руб. от июльских расчетов.
Начала выхода из кризиса, по подсчетам Минфина, можно ожидать только в 2016 году (парадоксально, но именно на это время правительство прогнозирует резкое снижение госинвестиций). При этом бюджетные ожидания расходятся с оценками Минэкономразвития, ухудшившего макроэкономический прогноз в августе. По расчетам Минэкономразвития, пик сокращения прибыли крупнейших компаний как раз придется на 2016 год — до этого она по сравнению с прежними прогнозами сокращается линейно. В документах Минфина указывается, что падение ненефтегазовых доходов не будет столь значительным, как в 2014 и 2015 годах. Свой прежний прогноз по этим доходам в 2016 году Минфин уменьшил только на 387,4 млрд руб., при этом явно рассчитывая на эффект кризиса 2008 года, когда, несмотря на падение прибыли компаний, их оборот рос и вслед за ним не сокращались и поступления НДС.
Ухудшение несырьевого сектора повлияет и на рост бюджетного дефицита: в 2014 году — на 0,1% к ВВП, в 2015 году — на 0,5%. И если в 2014 году скромное увеличение дефицита бюджета на 68,4 млрд руб. объясняется максимальной мобилизацией нефтегазовых доходов, то уже в 2015 году Минфин оценивает почти двукратное увеличение дефицита по сравнению с июньскими расчетами — до 874,8 млрд руб., или 1,1% ВВП. Эти расчеты оказались даже хуже обещаний главы Минфина Антона Силуанова, который на саммите G20 обещал пятипроцентное сокращение расходов бюджета, за исключением социальных расходов, при неизменности основных параметров, одобренных правительством в июле (см. "Ъ" от 6 сентября).
Вчера в Кремле обсуждали, исходя из минфиновских ожиданий крушения несырьевой части экономики, более масштабное сокращение бюджетных расходов. Теперь Минфин предлагает сокращать бюджетные расходы дважды. Прежде всего уже упоминавшееся пятипроцентное сокращение каждые три года может обернуться и 10% снижения госрасходов. В текстовой части документов Минфина указано "сокращение расходов на 5%", но расчеты явно приведены, исходя из десятипроцентного сокращения. В 2014 году эта мера позволит высвободить в бюджете 137,2 млрд руб. При общем объеме расходов бюджета в 13,8 трлн руб. это явно больше 5%. Под сокращение не попадут только 16 бюджетных статей, среди которых названы стипендии студентам, пенсии военнослужащим, зарплаты, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и оплата международных обязательств. Экономия за трехлетку оценена Минфином в 489,2 млрд руб. Другое сокращение расходов на 3% предлагается провести в 2016 году. Под него попадут госзакупки, госпрограмма вооружения "и другие несоциальные расходы". Экономия оценивается в 176,1 млрд руб., но для сбалансированности бюджета этого недостаточно.
Дополнительно Минфин предлагает "пропустить в 2014 году индексацию расходов на оплату труда и денежного довольствия военнослужащих".
При этом майские указы президента, и прежде всего выравнивание зарплат отдельных категорий бюджетников до среднерыночного уровня, предлагается выполнить в полном объеме, они под сокращения не попали. Зато предлагается сэкономить на стимулировании стажа "всех пенсионеров": расходы на эти цели в 2015-2016 годах могли бы составить 217 млрд руб.
Успех "бюджетного маневра" предлагается закрепить и "налоговым маневром". Налоговые меры коснутся повышения ставки НДПИ на нефть при снижении предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть. Кроме того, предлагается отказаться от льготного десятипроцентного уровня НДС на социальные товары и перейти на исчисление налога на имущество физлиц на основе его кадастровой стоимости. Доходы от НДС отдельно предлагается увеличивать за счет "сокращения теневого сектора экономики". Причем, судя по презентации, правительство уже закладывает в бюджет не только рост собираемости НДС, обеспеченный силами ФНС, но и чисто полицейские меры по ликвидации крупных криминальных схем возврата НДС. На этом Белый дом рассчитывает собрать дополнительного НДС на 47,6 млрд руб. в 2014 году и 205,1 млрд руб. в 2016 году.
Еще одна группа мер по балансированию бюджета касается оптимизации управления госимуществом. Прежде всего Минфин намерен в 2016 году продать 19,5% НК "Роснефть" и получить доходы в бюджет через дивиденды ОАО "Роснефтегаз". Ожидаемые доходы бюджета от этой сделки 423,5 млрд руб. Своей прибылью поделится и ЦБ — норму отчисления в федеральный бюджет предлагается повысить с 75% до 85%.
Отдельно предусмотрена "мобилизация доходов за счет урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти государствам Таможенного союза". Прежде всего речь идет о поставках в Белоруссию. От этого предложения федеральный бюджет сможет получить до 221,8 млрд руб. за три года. До недавнего времени эти средства рассматривались как плата за участие Белоруссии в Таможенном союзе. В случае утверждения предложения в бюджете эти средства окажутся уже недоступными для дипломатических маневров с Александром Лукашенко — судьба Таможенного союза, как и Евразийского экономического пространства, в этом случае, видимо, должна вызывать вопросы. Впрочем, по словам главы "Роснефти" Игоря Сечина, вопрос об отмене нефтяных льгот будет решен иначе.
На момент сдачи номера совещание у президента, проходившее более пяти часов, так и не завершилось. Сегодня же эти предложения должны были быть одобрены на комиссии по бюджетным проектировкам премьер-министром Дмитрием Медведевым. Окончательного решения, на которое правительство не может пойти без политического согласия главы государства, объявлено не было. Сложность момента Владимир Путин вчера смог оценить по достоинству. Открывая совещание, президент обратился не только к членам правительства: "Слава богу, это пока не кризис. Будем надеяться, что ситуация не разовьется в кризис..."