12.09.2013
Минэнерго и ФСТ разработали новый вариант решения проблемы "последней мили" в электроэнергетике. Он предполагает отмену ее везде, кроме 19 регионов. В четырех наиболее проблемных она останется на десять лет. В остальных — только на три-пять лет, при этом предусмотрено ее снижение шагами по 20-30% в год. Причем новая концепция, в отличие от прежней, делает отмену "последней мили" реальной, поскольку потребители в "свободных" регионах смогут заключать прямые договоры с Федеральной сетевой компанией.
Минэнерго и ФСТ сформулировали третий вариант решения проблемы "последней мили" в электроэнергетике, как предписал им премьер Дмитрий Медведев после того, как два предыдущих были сочтены негодными. Договоры аренды "последней мили", по которым распределительные сети взымают дополнительную плату с крупных потребителей, присоединенных только к магистральным сетям, понижая тем самым тариф для населения и мелких потребителей, должны быть прекращены с начала 2014 года. Но механизм отмены до сих пор обсуждается.
"Ъ" удалось ознакомиться с новой концепцией. Она заметно отличается от той, что была вынесена на рассмотрение Госдумы весной. Прежняя схема предполагала фактическое продление действия договоров "последней мили": запрет на прямые договора с Федеральной сетевой компанией (ФСК, магистральные сети) с некоторой компенсацией потребителям потерь через введение льготного тарифа распредсетей. Была и альтернатива — дифференциация тарифа ФСК. Но на ключевом совещании 9 августа в Сочи у обоих вариантов обнаружились серьезные недостатки: первый не решал проблему "последней мили" и не снимал нагрузку с промышленности, второй создавал межрегиональное перекрестное субсидирование и был чреват юридическими осложнениями. В итоге Дмитрий Медведев отклонил оба варианта, предписав создать новый.
По новому варианту с 1 января прекращается действие договоров аренды объектов "последней мили" по всей стране, кроме 19 субъектов. Из них в четырех (Бурятия, Забайкальский край, Амурская область и Еврейская АО) договоры "последней мили" продлеваются до 2025 года, а в пятнадцати — на три или на пять лет. Для потребителей последних вводится специальный тарифный уровень напряжения ВН1, состоящий из тарифа ФСК и средней ставки перекрестного субсидирования в регионе.
Получившаяся цифра в 2014 году не превышает сегодняшний платеж потребителей этих 15 регионов и дальше снижается по графику: для трехлетнего продления к тарифу ФСК в 2015 году прибавляется 66% ставки перекрестного субсидирования, в 2016 — 33% и в 2017 году — ноль. Для пятилетнего продления — 80%, 60%, 40%, 20% и 0% в 2019 году соответственно. Во всех 19 регионах, если МРСК не удастся снизить затраты достаточно, до 50% выпадающих доходов сетей предлагается гасить из федерального бюджета.
В Минэнерго "Ъ" не подтвердили и не опровергли содержание концепции. Источник в министерстве объяснил "Ъ", что вопрос курировал замминистра Михаил Курбатов, но он уже уволился. Глава набсовета НП "Сообщество потребителей энергии" Александр Старченко отмечает, что точка в обсуждении пока не поставлена и даже предложенная концепция существует в различных вариантах. Но, подчеркивает он, хорошо, что больше не идет речи о запрете прямых договоров с ФСК. Хотя промпотребители, добавляет господин Старченко, единодушно считают самым правильным решением полную отмену "последней мили" с 1 января.
Независимый эксперт Игорь Ряпин отмечает, что новый вариант "выглядит гораздо более адекватным". Но, добавляет он, принципиально, чтобы методика расчета средней ставки перекрестного субсидирования была прозрачна, результаты расчетов — открыты и доступны, было ясно, кто за них отвечает, а главное — должен неукоснительно соблюдаться график уменьшения платежей. Последний пункт беспокоит и представителей крупной промышленности: как рассказал "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, в понедельник они обсуждали ситуацию с вице-премьером Аркадием Дворковичем и на ней бизнесмены выражали сомнения в том, что предложенные правила не изменятся по ходу игры.