«Мусорные» законы в России посчитают к осени

«Мусорные» законы в России посчитают к осени

20.06.2013 Уже к ноябрю может быть подготовлен первый в истории России отчет о состоянии российского законодательства. В нем при помощи Министерства юстиции будут собраны данные о «мусорных» законопроектах, которые мешают качественному законотворчеству.

Открывая заседание президиума Совета законодателей при Федеральном собрании в Ореховом кабинете председатель нижней палаты Сергей Нарышкин заявил, что Думе необходимо навести порядок в законодательстве. Для этого к осени будет создан отчет о состоянии российского законодательства, который будет представлять собой список «мусорных» законов. Это такие законы, которые приняты и подписаны президентом или главами регионов, но исполняться при этом не могут, поскольку в них присутствуют отсылки на нормативные акты, которых, к примеру, вовсе не существуют или они были отменены.

В будущем такой отчет будет готовиться ежегодно, а сейчас идет начальная стадия работы. Пока определяется концептуальный подход к структуре такого документа, на кого он будет рассчитан, кто будет потребителем этого отчета. Подразумевается, что данные отчета о состоянии российских законов будут предоставлены президенту России, а затем от «мусорных» законов будут постепенно избавляться.

Присутствовавший на встрече глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин призвал собравшихся постараться не превращать всю работу «просто в доклад». «Нужна польза», — сказал он и рассказал, что подобная работа уже проводится в республике с 2006 года. В республике 200 действующих законов, часть из них после расследования специальной комиссии оказалась недействующей, а часть подменялась нормативно-правовыми актами.

Глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин пояснил, что пробелы в законодательстве возникли по причине быстрого его изменения, проходившего из-за стремительного перехода от одной формы строения общества к другой. «Мы присутствуем в уникальной исторической ситуации, когда произошел переход от одних принципов формирования государственности к другой», — г-н Плигин придал своему выступлению «пафосные, но правильные краски», отметил спикер Нарышкин.

Плигин, назначенный координатором рабочей группы по подготовке отчета со стороны Госдумы, обозначил ноябрь 2013 как срок окончания работы над отчетом. Об объеме предстоящей работы говорит тот факт, что с 1994 года в Федеральное собрание внесено 19 740 законопроектов.

Глава Минюста Александр Коновалов, получив слово, долго рассказывал, как важно проводить мониторинг правоприменения, как в регионах нанимают для подобного массу специалистов и что таких экспертов сейчас больше, чем раньше. Но по сути дела из уст г-на Коновалова не прозвучало ничего.

Вместе с мониторингом правоприменения нужно обратить внимание на язык законотворчества — он напрямую связан с качеством законов, напомнила глава аппарата Госдумы Джахан Поллыева. Специалистов, которые могли бы этот язык развивать, сейчас нет — он непонятен и для субъектов, и для граждан. «Прочитав закон, граждане понимают, что ничего не понимают, но им становится ясно, что их надули», — жаловалась Поллыева на заседании по развитию русского языка ранее. «Прошло 20 лет, поколение сменилось, но никто не говорит о том, что должен меняться язык», — удивлялась она сегодня.

Подтверждение словам главы аппарата тут же нашел г-н Нарышкин. Он рассказал, что буквально накануне на заседании палаты он вручал благодарственную грамоту главе Центробанка России Сергею Игнатьеву, который выступал с отчетом и который покидает свою должность, и в ней был такой текст: «Вручается за развитие законодательства РФ и парламентаризма РФ». Спикер считает, что можно было бы обойтись без утяжеления этой формулировки.