03.07.2013
Госдума приняла вчера в окончательной редакции проект постановления об экономической амнистии. На свободе в ближайшие полгода окажутся до 3 тыс. осужденных. Обсуждения прошли довольно мирно, но не обошлось и без эпатажных заявлений: лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский предложил исключить из проекта амнистии главную статью, подпадающую под нее («Мошенничество»), а всех амнистированных сослать на Дальний Восток. Эти поправки не прошли, но из списка претендентов на освобождение были исключены многие банкиры.
Проект амнистии был представлен президенту Владимиру Путину бизнес-омбудсменом Борисом Титовым еще 23 мая, однако тогда глава государства посчитал предложения сырыми и попросил доработать. Путина не устроило, в частности, то, что под амнистию попадали разные категории осужденных — и «фальшивомонетчики», и осужденные за криминальный экспорт материалов, применяемых при изготовлении оружия и др. Второе рождение проекта состоялось спустя месяц — на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда президент заявил, что поддерживает урезанный почти вполовину документ, и попросил Госдуму рассмотреть его в скоростном режиме — до летних каникул.
Парламентарии отреагировали молниеносно: уже 25 июня проект был внесен в Госдуму, а вчера рассмотрен сразу в трех чтениях. Документ изменился несильно. По сути, из него исключили только одну строку (ч. 2 ст. 172), по которой на помилование могли рассчитывать обвиняемые в незаконной банковской деятельности (если деяние совершено организованной группой и сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере). В остальном все осталось по-прежнему. От отбывания наказания освобождаются впервые осужденные предприниматели (исключения — наказания в виде лишения права занимать должность или заниматься определенной деятельностью), преследование таких лиц прекращается. Правда, есть обязательное условие — подозреваемые или обвиняемые должны будут возместить причиненные убытки или вернуть имущество.
Амнистия будет распространяться на 26 статей Уголовного кодекса (УК), в том числе о нарушениях авторских прав, незаконной предпринимательской деятельности, отмывании денежных средств, уклонении от уплаты налогов, неисполнении кредитных обязательств и др. Одна из главных статей, по которой на волю выйдет основная часть предпринимателей, — «Мошенничество» (ст. 159.1, 159.4). По словам представителя президента в Госдуме Гарри Минха, всего по проекту на свободу могут выйти до 3 тыс. человек.
«Эта амнистия — самая крупная за последние несколько десятилетий», — говорил ранее РБК daily вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров. Однако на волнующий многих вопрос, попадут ли под амнистию бывшие руководители ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, однозначного ответа до сих пор так и нет. Во-первых, из первоначальной версии проекта была исключена одна из статей (ст. 160), по которой сидит Ходорковский.
«Во-вторых, у него второй приговор, он не признает ни вину, ни ущерб», — пояснял г-н Назаров. Впрочем, даже если бы экс-владельцы ЮКОСа и признали вину, то с возмещением ущерба могут возникнуть проблемы: сейчас он оценивается в 17 млрд руб. Несмотря на это сам бизнес-обмудсмен Борис Титов ранее не исключал, что Ходорковский и Лебедев могут попасть под амнистию. По его словам, надо провести юридический анализ, может ли осуждение двумя судами считаться препятствием для их освобождения.
Впрочем, в проекте остается много спорных моментов, поэтому он кажется отчасти «декоративным». То же условие по возврату имущества и возмещению убытков напоминает скорее не амнистию, а выкуп, критиковали проект постановления предприниматели. Остается без ответа и вопрос о том, что делать невиновным предпринимателям, сидящим по сфабрикованным делам. Если те примут амнистию, де-факто они признают свою вину.