Бюджетный пилота

Бюджетный пилота

03.07.2013 Расходы на социальные обещания президента и новые мегастройки будут профинансированы за счет здравоохранения, образования и резервного фонда, следует из проекта бюджета на 2014-2016 гг. Ведомостям«удалось ознакомиться с основными направлениями бюджетной политики Минфина на 2014-2016 гг. Ведомство на основе ухудшенного макропрогноза ожидает резкого сокращения доходов (см. инфографику). Однако это не помешает не только профинансировать возросший объем дополнительных обязательств, но и удержать дефицит бюджета на уровне ниже 1% ВВП без наращивания госдолга, сократить ненефтегазовый дефицит и перечислить в резервный фонд 1,6 трлн руб. Новые расходы
Выполнение инаугурационных указов президента Владимира Путина остается приоритетом, стоимость которого за 2014-2016 гг. для федерального бюджета составит 2 трлн руб., в том числе 350 млрд руб. получат регионы, на которые лягут основные расходы по финансированию роста зарплат бюджетников. За полгода с момента принятия закона о бюджете на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. указы «подорожали» на 200 млрд руб. Помимо социальных обещаний появились новые обязательства в 1,3 трлн руб. на три года, из которых 1 трлн не учтен в предельном объеме расходов. Крупнейшие новые расходы — высокоскоростная магистраль Москва — Казань (363 млрд руб.), федеральная целевая программа развития Дальнего Востока (286 млрд), ЧМ-2018 (80,6 млрд; все суммы — на три года). Кроме того, дополнительных денег может потребовать пенсионная реформа с 2015 г.: одно из ее направлений — стимулирование более позднего выхода на пенсию, за что Минтруд обещает выплачивать повышенные пенсии. Если стимул подействует, на выплаты пенсий в 2015-2016 гг. может дополнительно понадобиться до 300 млрд руб. Новые — в сравнении с базовым вариантом — запросы министерств и ведомств составили 4,8 трлн руб. (более 20%). Правительство утверждало госпрограммы в двух сценариях — базовом (23,4 трлн руб. на 2014-2016 гг.) и оптимистичном (28,2 трлн). В случае дополнительного финансирования ведомства обещают достигать целей быстрее. Но Минфин готов удовлетворить их желания лишь частично: дополнительные запросы сокращены на 75%, с их учетом общее финансирование госпрограмм будет увеличено на 1,3 трлн руб. до 24,6 трлн в сравнении с базовым планом. Так, министерству Дальнего Востока вместо запрошенного дополнительного 1 трлн руб. Минфин обещает выделить только 148,2 млрд руб. В целом на уже принятые расходные обязательства федеральный бюджет направит дополнительно 2,7 трлн руб. за три года. Маневр и резерв
Чтобы в условиях сокращения доходов профинансировать все обязательства, найти средства на новые расходы и при этом удержать допустимые параметры дефицита, Минфин предлагает маневр — сокращение одних расходов для финансирования других. Масштаб бюджетной оптимизации за три года составит 2,9 трлн руб., включая сокращение условно утвержденных (нераспределенных) расходов. Второй основной источник оптимизации — пенсионная реформа: несмотря на «риск по стимулированию стажа», как говорится в материалах Минфина, проведение реформы позволит сократить трансферт Пенсионному фонду на 23% за три года по сравнению с прежними планами, или на 1,1 трлн руб. Так, в 2014 г. на долю трансферта ПФР приходится более двух третей общего сокращения расходов (400 млрд из 642 млрд руб.). В том числе 200 млрд руб. будет сэкономлено на сокращении у «молчунов» ставки накопительного взноса с 6 до 2%, планирует Минфин. Подобный источник экономии может оказаться существенно меньше, если население поймет, что о своей пенсии надо заботиться самому, замечает Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Но в целом социальные расходы не сокращаются — по-прежнему это треть расходов бюджета, — чего не скажешь о расходах на образование и здравоохранение, доля которых снижается. Вопреки заверениям министра финансов Антона Силуанова, никаких следов переноса части расходов госпрограммы вооружений за пределы 2016 г. в документе не обнаружено. Но «секвестру» подверглись планы пополнения резервного фонда: в 2014-2015 гг. в него будет перечислено 600 млрд вместо 1,4 трлн руб. (в 2013 г., как ранее сообщал Силуанов, — 149 млрд вместо 516 млрд). Остальные нефтедоходы будут потрачены. При падении цен на нефть до $60/барр. средств резервного фонда хватит на три года, пишет Минфин, — правда, при условии, что накопленное составит 7% ВВП. За три года Минфин планирует увеличить объем фонда с 4 до 4,7% ВВП (с 2,7 трлн до 4,3 трлн руб.), если будет выполнена программа приватизации. В ином случае выпадающие доходы компенсирует резервный фонд, и тогда его объем к началу 2016 г. сократится до 3,6% ВВП. Основные характеристики проекта бюджета на 2014 г. вполне адекватно отражают ухудшение экономической конъюнктуры, замечает Чернявский, а вот темпы роста экономики в 2015-2016 гг. в прогнозе Минэкономразвития выглядят слишком оптимистично. Это ставит под сомнение и прогноз бюджетных доходов на эти годы. О возможности снижения цен на нефть к концу 2013 г. замминистра экономического развития Андрей Клепач уже предупреждал. Рост расходов на содержание силовиков, повышение зарплат госслужащим, ЧМ-2018 и инфраструктурные мегастройки составляет основное содержание предлагаемого Минфином «бюджетного маневра», заключает Чернявский. В бюджете на 2014 г. финансирование инфраструктурных проектов (магистраль Москва — Казань, мундиаль, программа Дальнего Востока) нашлось исключительно за счет сокращения расходов на образование и здравоохранение, указывает эксперт: «Маневр заключается в финансировании “проектов века” за счет сокращения расходов на человеческий капитал».