16.08.2013
Большинство особо крупных [государственных] контрактов заключается и реализуется в серой зоне правоприменительной практики и закупочных технологий, — заявила вчера Счетная палата. Ведомство проверило, как производятся закупки на сумму свыше 1 млрд руб.: за полтора года (с июля 2011 г. до конца 2012 г.) госзаказчики заключили 458 таких контрактов на 1,5 трлн руб. Это 25% от объема госзаказа — по данным портала zakupki.gov.ru, в 2012 г. были заключены контракты на 6 трлн руб. В 2010 г. начальник контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко оценивал объемы воровства на госзакупках минимум в 1 трлн руб., что тогда составляло пятую часть консолидированного госзаказа.
Цена контрактов растет, есть и «рекорды», пишет Счетная палата: по данным zakupki.gov.ru, крупнейшей закупкой 2012 г. был контракт на строительство участка железной дороги Кызыл — Курагино в Красноярском крае длиной 147 км и стоимостью свыше 44 млрд руб. (см. таблицу).
Но более 70% заказов стоимостью свыше 1 млрд руб. были размещены без конкурсов или электронных аукционов — через договор с единственным поставщиком, выяснила Счетная палата. За 2012 г. чиновники разместили у единственного поставщика заказы на сумму 1,3 трлн руб. Все же большинство закупок у единственного поставщика — это многочисленные мелкие заказы на сумму до 100 000 руб., успокаивает федеральный чиновник, курирующий госзаказ: такие закупки не оказывают значимого негативного эффекта на систему госзаказа.
В законодательстве о госзакупках предусмотрен широкий перечень случаев, когда контракт можно заключить с единственным поставщиком, напоминает координатор проекта «Роспил» Константин Калмыков, например, по решению президента или правительства, из-за срочности или уникальности работ. Оспорить такие закупкам зачастую практически невозможно, ведь формально требования законодательства соблюдены, а документация часто не публикуется, продолжает Калмыков. Закупки у единственного поставщика менее прозрачны, теоретически конкурентные процедуры более эффективны и менее коррупционны, но все зависит от условий, в которых они применяются, вздыхает он.
В прошлом году премьер Дмитрий Медведев за две недели до отставки подписал распоряжение о передаче всех подрядов на строительство дорог вокруг Сколкова «Мостотресту» Аркадия и Игоря Ротенбергов. Тогда пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова объясняла, что документ подписан по просьбе мэра Москвы Сергея Собянина, чтобы ускорить строительство дорог, необходимых для проведения саммита G8 в Сколкове в 2014 г. От планов проведения саммита в Сколкове вскоре отказались, но распределение подрядов менять не стали.
В сегменте особо крупных закупок существуют повышенные риски для бюджета и условия для недобросовестного исполнения заказчиками и подрядчиками своих полномочий, предупреждает Счетная палата. Нужны системные меры, подчеркивают аудиторы, но и в законе о Федеральной контрактной системе (ФКС), который заработает с 2014 г., все равно есть пробелы, следует ввести дополнительные требования к крупным закупкам.
Рано судить, поможет ли ФКС изменить ситуацию к лучшему или, наоборот, ухудшит, говорит Калмыков, закон пока рамочный, многое будет зависеть от подзаконных актов и практики правоприменения. Закон о ФКС предполагает общественное обсуждение закупок, которое могло бы повысить их прозрачность, замечает федеральный чиновник, но важно, каким будет его порядок — пока оно сводится к демагогии или лоббированию интересов желающих участвовать в торгах. Необходимо ввести показатели полезности закупок, но в ФКС есть лишь намек на это: закупку надо обосновать, но никаких критериев нет.