09.09.2014
Заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь рассказал в комментарии журналу «Авиаэксперт» об инструментах по стимулированию промышленного роста и об импортозамещении.
У Минпромторга уже есть ряд инструментов по стимулированию промышленного роста. Я бы хотел рассказать о тех новациях, о тех новых подходах, которые были продиктованы событиями последних месяцев, и о тех, которые разрабатывались внутри министерства уже длительное время.
Во-первых, говоря об импортозамещении, мы имеем в виду тотальное импортозамещение исключительно в сфере ОПК. Поставлена задача полностью производить все, что связано с обороной и безопасностью, на территории России, и мы эту задачу, безусловно, выполним. Она сложная и комплексная, и она потребует времени и денег. Но мы эту задачу реализуем.
Что касается гражданской продукции и технологий с двойным назначением, здесь мы говорим об импортозамещении с точки зрения увеличения доли российских предприятий на рынке. Цифры по импортозависимости и присутствию иностранных компаний на нашем рынке, конечно, зашкаливают.
Все стратегии отраслевого развития, принятые в министерстве, предусматривают значительное повышение доли российских предприятий к 2020 году. Нами подготовлен ряд документов (часть из них уже внесены, часть проходят проработку, часть на этапе принятия), о которых я хотел бы вам рассказать.
Во-первых, это инструменты таможенно-тарифного регулирования. Наше министерство никогда не стояло впереди колонны фанатов по вступлению в ВТО. Так вот, дальнейшее развитие событий показало, что некие риски, связанные со вступлением в эту организацию, проявились в полной мере.
Что касается таможенно-тарифного регулирования, сейчас мы ведем речь об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин по ряду позиций до уровня, принятого в ВТО. Все, что позволяют наши базовые соглашения, мы будем использовать в полной мере.
Одновременно в качестве содействия импортозамещению мы рассматриваем снижение ввозных таможенных пошлин на сырье и комплектующие. Это должно стимулировать предприятия выводить на рынок отечественную продукцию.
Совместно с предприятиями мы проводим работу по анализу наиболее чувствительных секторов. На следующем этапе наших взаимодействий с ВТО представим наши предложения по изменению мер таможенно-тарифного регулирования. Они будут включать вышеперечисленные мероприятия.
Теперь нетарифное регулирование. У нас три базовых инструмента. Ими мы будем пользоваться в полной мере, они ранжированы по степени жесткости. Первое – это запрет для госсектора на закупку импортных аналогов, второе – ограничение закупок импортных аналогов, третье – преференции отечественным производителям.
Государственные закупки, государственный спрос призваны стать наиболее амбициозной поддержкой и опорой инвесторам и предприятиям в выходе на рынок и освоении новых образцов продукции. В ряде отраслей государственный спрос является драйвером – это та же самая медицинская промышленность, где 85% закупок осуществляется государством.
Значительная часть легкой промышленности связана с госзакупками. Фармацевтическая промышленность связана с жизненно необходимыми лекарствами. Российская медицинская промышленность, конечно, получит приоритет по отношению к импортной.
При этом мы понимаем, что при выборе отраслей, в которых эти меры будут применяться, мы будем учитывать такие критерии, как специфичность продукции, уровень конкурентности, промышленные мощности и качественные характеристики продукции.
Еще одна действенная мера – государственные субсидии. Это субсидии организациям либо на техническое перевооружение, либо на оборотную деятельность.
В этом году впервые представили субсидирование затрат на НИОКР (научно-исследовательские и конструкторские работы).
Новизна этого подхода заключается в том, что предприятия сами осуществляют инвестиции, а потом государство при условии коммерциализации результатов возмещает затраты. Ну и, конечно, взносы в уставный капитал организаций должны стимулировать перевооружение.
На наш взгляд, этот шаг является одной из наиболее действенных мер по переводу промышленности на новый технологический уровень, появлению нового технологического ландшафта. В этом смысле наши планы выглядят наиболее амбициозно.
Налоговая нагрузка. Здесь я перехожу к группе вопросов, которые содержатся в законе «О промышленной политике». Один блок связан с реализацией проектов по созданию индустриальных парков.
Действующие и перспективные индустриальные парки, особые экономические зоны обеспечат комфортную бизнес-среду и льготное налогообложение для новых высокотехнологичных бизнесов.
Одной из форм поддержки, предусмотренной законопроектом о промполитике, является так называемый специальный инвестиционный контракт. Он заключается между государством и инвестором на десять лет.
Одним из условий его реализации могут являться как вышеупомянутые льготы по налогам и сборам, так и ряд других позиций, которые могут быть интересны с точки зрения реализации проекта.
Также речь идет о льготах по арендным платежам за пользование государственным имуществом, льготных тарифах на товары, работы и услуги, подлежащие регулируемому ценообразованию, иных льготах и преференциях, предусмотренных действующим законодательством. Данный механизм позволяет учитывать отраслевую специфику и применять меры государственной поддержки с учетом особенностей конкретных отраслей промышленности.
Фонд развития промышленности – одна из мер, получивших поддержку президента. В рамках реализации поручения главы государства в Минфине прорабатываем форму действий фонда. На три года его размер утвержден на уровне 20 миллиардов рублей.
Начинаем работу уже с этого года. Фонд в первую очередь будет финансировать сложные инфраструктурные инновационные проекты. Он должен предоставить финансирование по ставке не выше 5% сроком от 10 до 15 лет. Это будет шансом для сложных проектов на предбанковском или на начальном этапе реализации.
К сожалению, сейчас мы вынуждены констатировать, что события последнего времени осложнили отношения банков и предприятий. Ставки по кредитам выросли в среднем на 2%. Это поменяло бизнес-модели новых проектов, которые только запускаются, и сказалось на проектах, которые уже реализуются с применением заемных средств. Мы надеемся, что фонд поможет компенсировать эти негативные последствия.
Закон «О стандартизации» внесен нами в Госдуму. Он позволит говорить о взаимозаменяемости, повышении качества, в том числе окажет стимулирующее действие на импортозамещение. Все перечисленные инструменты нашли свое отражение в ряде документов. В апреле 2014 года принята новая редакция госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
30 мая внесли закон «О промышленной политике». Закон «О стандартизации» находится в Госдуме. 9 июля Правительство утвердило план мероприятий, направленный на повышение производительности труда.
Общий план по импортозамещению, который был разработан с подробными графиками совместно с коллегами из Минобороны, сейчас находится на этапе реализации.
В конце хочется сказать об основных направлениях наших усилий. Если говорить о конкурентоспособности, то она заключается не в финалистах, где мы достаточно конкурентоспособны, в первую очередь в ОПК, а в поставщиках 1–4‑го уровней.
Вот здесь мы должны выращивать мировых лидеров. Здесь мы должны преодолевать импортозависимость, предлагая те решения, которые будут востребованы не только на российском, но и на мировом рынке.
Если эти решения будут покупаться другими, значит, сама проблема импортозамещения не будет стоять перед нами как некая административно поставленная задача. Это будет происходить естественным образом.
Это что касается всей цепочки от компонентов до приборов. В качестве примера я хотел бы привести ситуацию с Rheinmetall и полигоном Мулино, где наша российская компания, в конкурентоспособности которой не приходится сомневаться, концерн «Транзас», надеемся, заместит зарубежных коллег.
Мы говорим об импортозамещении не с точки зрения огосударствления экономики или с точки зрения присутствия компаний, учрежденных российскими гражданами. Мы говорим о необходимости развития российской экономики, в том числе с участием иностранных партнеров, на российской территории в интересах развития России.
Минпромторг