02.09.2013
Президент не разделил оптимизма своего экономического помощника Андрея Белоусова, поддержав правительство в деле дальнейшего сокращения бюджетных расходов. Неизбежность такого шага Владимир Путин объяснил доступно: "Мировая экономика припала, и наша за ней". Текущая конструкция "бюджетного маневра" на ближайшую трехлетку предполагает сокращение расходов на человеческий капитал и инвестиции. Приоритетом остается финансирование силовиков и обороны — наименее эффективное с точки зрения долгосрочного положительного воздействия на экономику.
Вчера президент Владимир Путин поставил точку в оценке текущей макроэкономической ситуации в России и ее перспектив на ближайшие три года. "Мировая экономика припала, и наша за ней,— заявил он, выступая перед студентами и преподавателями Дальневосточного федерального университета.— Сейчас правительство стоит перед непростым выбором: где-то придется уже заранее исходить из реалий, где-то подрезать предполагавшиеся ранее расходы". Таким образом, президент нивелировал критические заявления своего экономического помощника Андрея Белоусова в адрес Минэкономразвития (см. "Ъ" от 28 августа). Еще в прошедшую пятницу во Владивостоке господин Белоусов с уверенностью говорил, что по сравнению с прежними оценками министерства "мировая экономика (за исключением Китая.— "Ъ") не демонстрирует никакого ухудшения", поэтому ожидать ухудшений показателей в России, по крайне мере в 2014-2016 годах, не стоит. "Он (прогноз.— "Ъ") может быть только увеличен в связи с принятием дополнительных мер",— настаивал Андрей Белоусов.
Столь принципиальное расхождение взглядов президента и его помощника может свидетельствовать о двух вещах: либо Владимир Путин признал структурную слабость российской экономики и не ждет от нее чудес, либо традиционно предпочитает объяснить ее состояние исключительно стечением внешних обстоятельств. Какой бы вывод ни последовал из признаний президента, он должен найти свое отражение в приоритетах экономической политики правительства. Речь идет о мерах стимулирования деловой активности (см. "Ъ" от 30 августа) и параметрах бюджета на ближайшие три года, которые обсуждает кабинет. Эксперты не видят в них заявленных приоритетов развития человеческого капитала, диверсификации экономики и модернизации институтов, которые должны избавить РФ от колебаний внешней конъюнктуры и дать ей основу для стабильного долгосрочного развития.
С апреля независимые экономисты по поручению Владимира Путина вместе с Минфином занимались оценкой эффективности бюджетных расходов, чтобы сделать их при текущих ограничениях максимально производительными. "Был выбор. Либо идти по пути бюджетного маневра и перераспределять средства от менее приоритетных направлений к более приоритетным. Среди первых назывались здравоохранение, образование, среди вторых — расходы на оборону, правоохранительную деятельность, субсидии предприятиям. Либо найти источники экономии во всех разделах. Возобладала вторая концепция",— подводит итоги прений в Минфине директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова (цитата по "Интерфаксу"). "Мы идем против мировой тенденции, при этом не скажу, что жизнь у нас одна из самых безопасных,— недоумевает научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.— Для поддержки роста полезно увеличить инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал — образование и здравоохранение. Нейтральны или вредны для роста социальные расходы, расходы на оборону".
Тезис о необходимости увеличить расходы на образование и здравоохранение на 4% ВВП при одновременном сокращении прочих расходов на 2% ВВП в среднесрочной перспективе содержался в последних выводах экспертов программы коррекции "Стратегии-2020". Меры экономии, предлагаемые чиновниками, по словам Натальи Акиндиновой, в большей степени коснулись как раз этих приоритетов. Напомним, именно попытка реализации маневра стратегии, по признанию экс-главы Минфина Алексея Кудрина, стала причиной его "конфликта" с премьером Дмитрием Медведевым. Теперь, хотя конфигурация расходов все еще обсуждается, ее приоритеты ясны. Ожидать их кардинального изменения к октябрю, когда бюджет на 2014-2016 годы принесут для одобрения Владимиру Путину, не стоит.