В "молчуны" по умолчанию. Пенсионные фонды рискуют потерять клиентов

В "молчуны" по умолчанию. Пенсионные фонды рискуют потерять клиентов

12.07.2013 Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) рискуют лишиться большой части своей клиентской базы. Если законопроект Минтруда "О накопительных пенсиях" вступит в силу в его нынешнем виде, то в начале 2015 года НПФ должны будут за три месяца перезаключить договоры с 20 млн клиентов по обязательному пенсионному страхованию. Все клиенты, не переподписавшие договоры, автоматически вернутся в ряды "молчунов", а их накопления — в ПФР.

Негосударственные пенсионные фонды обеспокоены одной из норм, содержащихся в проекте закона "О накопительных пенсиях", разработанном Минтрудом. Из документа следует, что с 1 января 2015 года накопительная часть пенсии выводится в самостоятельный вид — накопительную пенсию. При этом до 1 апреля 2015 года договоры об обязательном пенсионном страховании, заключенные между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, должны быть приведены в соответствие с требованиями законопроекта Минтруда, то есть фактически подписаны заново.

В настоящее время клиентами НПФ являются около 20 млн человек, и перезаключить договоры со всеми за три месяца в фондах считают невыполнимой задачей. "Создание подобных бюрократических препятствий — это новый способ ликвидировать накопительную часть пенсии",— уверен президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов. Он опасается, что, даже если человек в свое время перевел свои накопления в НПФ и заключил договор, вряд ли он будет его переподписывать только потому, что изменилась терминология закона. А клиенты, не переподписавшие договор с НПФ, автоматически вернутся в число "молчунов". "Если нас действительно заставят перезаключать договоры со всеми застрахованными лицами, то это верный способ вернуть клиентскую базу НПФ в ПФР",— соглашается вице-президент НПФ электроэнергетики Сергей Околеснов. Он напоминает, что 20 млн клиентов фондам удалось собрать в течение девяти лет и провести аналогичную работу за три месяца невозможно.

Впрочем, в министерстве считают волнения НПФ беспочвенными. "Как видно из нормы типового договора, негосударственные пенсионные фонды уведомляют граждан в одностороннем порядке, то есть отсылкой письма. НПФ или агентам даже не придется встречаться с гражданами для изменения договора, проставления подписей",— говорит директор департамента пенсионного обеспечения Минтруда Игнат Игнатьев. Он указывает, что, согласно закону, на внесение изменений в договор фондам отводится один месяц, однако Минтруд предлагает смягчить это норму, продлив срок до трех месяцев.