Успех нового бюджетного курса уже вызывает сомнения у ЦБ

Успех нового бюджетного курса уже вызывает сомнения у ЦБ

20.09.2013 Бюджет на 2014-2016 годы одобрен в правительстве. Несмотря на это, основные параметры федерального бюджета и прогноз социально-экономического и сейчас содержат ряд не полностью урегулированных проблем. Главный же вопрос, на который нет ответа,— обеспечивают ли идеи Белого дома трехпроцентный рост ВВП: без него, возможно, бюджет из сбалансированного станет в 2014 году проблемным.

Ожесточенный спор на вчерашнем заседании правительства, утвердившего в итоге проект бюджета на 2014-2016 годы, вновь возник вокруг тарифов госмонополий. Казалось, еще накануне на заседании бюджетной комиссии Белым домом этот вопрос был утрясен и с отраслевыми министерствами, и с госкомпаниями. Но, как сообщил на заседании глава Минэкономики Алексей Улюкаев, согласованное решение по заморозке не включает в себя тарифы ЖКХ для населения. Они будут не заморожены, а вырастут — по формуле "инфляция минус", то есть примерно на 30% ниже уровня инфляции. Она в Минэкономики на 2014 год запланирована на уровне 4,5-5,5%, в 2015-2016 годах — 4% и 5% соответственно.

В бюджетной конструкции и прогнозе Минэкономики идея отказа от заморозки тарифов для населения не только обеспечивает сокращение уровня перекрестного финансирования, но и (в какой-то мере) обеспечивает ежегодные 3% роста экономики и 2% роста промпроизводства. Однако глава ЦБ Эльвира Набиуллина опротестовала расчеты прямо на заседании в Белом доме. По ее мнению, только полная заморозка тарифов позволит достичь другого целевого показателя, который важен для ЦБ,— потребительской инфляции. Альтернативой может служить только ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ, что также угрожает росту. В итоге вопрос, будут ли промышленные потребители с тарифной точки зрения в 2014 году поставлены в более выгодное положение, чем домохозяйства, будет рассматриваться дополнительно — министр финансов Антон Силуанов уже пообещал провести "оперативно работу с банком". Впрочем, он не исключает, что средний показатель по инфляции в следующем году может быть повышен с 4,5% до 4,8% (в законе о бюджете зафиксирован только потолок на 2014 год в 5%).

Несмотря на относительно невысокую цену вопроса (30-40 млрд руб. в год), на инфляционные расчеты в бюджетных проектировках завязано довольно много других расчетов. При этом в бюджетных проектировках 2014-2016 годов есть довольно много нерешенных вопросов, которые будут снижать относительно высокую (см. текст на этой же стр.) устойчивость конструкции на 2014 год и подталкивать Белый дом к пересмотру бюджета. В их числе и вопрос об использовании средств Фонда национального благосостояния в программе поддержки малого и среднего бизнеса Минэкономики, вопрос о докапитализации ВЭБа. Неизвестно, насколько обоснованы намерения ФНС существенно повысить сборы НДС до 2016 года усилением администрирования (см. подробнее "Ъ-Онлайн").

Кроме этого, существует ряд других вопросов, которые также наверняка всплывут в дискуссиях вокруг бюджета еще до конца 2013 года. В первую очередь это вопрос о финансировании крупных инфраструктурных проектов из средств пенсионных накоплений, вопросы приватизации. Вопрос о том, как Белый дом будет финансировать ликвидацию паводка на Дальнем Востоке лета 2013 года, пока тоже решен вчерне — полностью убытки там не посчитаны, уверенность Минфина в том, что дело может обойтись перераспределением внутри бюджета, может к весне 2014 года снизиться, как и уверенность в устойчивости региональных финансов в целом (см. "Ъ-Онлайн").

Но наиболее существенной пока выглядит угроза Эльвиры Набиуллиной. Она же указала в Белом доме и на главное слабое место — возможное завышение прогноза экономического роста Минэкономики. Главным ориентиром остается 3% роста ВВП в 2014 году при уже заведомо меньшем росте в 2013-м, но глава ЦБ констатировала: принятые решения по бюджету отчего-то предполагают "мгновенный перенос решений по институциональным, структурным элементам на экономический рост". Выводы главы ЦБ были поддержаны и приглашенным в Белый дом экспертом Евгением Ясиным: он сообщил собравшимся, что институциональные реформы в Белом доме обсуждаются лишь на словах. Вопрос лишь в том, обеспечат ли темпы роста реформы структурные — вряд ли принимаемый бюджет будет исполним в условиях роста ВВП в 1-1,5%.