22.11.2013
Но официального разрыва пока нет.
Через неделю в Вильнюсе на саммите «Восточного партнерства» Украина и ЕС должны были заключить соглашение об ассоциации — появлялась зона свободной торговли между Украиной и ЕС. Это, по мнению российских властей, ставило крест на вступлении Украины в Таможенный союз. Российское правительство предупреждало, что, если Украина создаст торговый союз с ЕС, Россия ужесточит таможенный контроль за импортом с Украины.
Вчера Украина объявила, что приостанавливает работу над соглашением об ассоциации с ЕС, МИДу, минэкономики и минпромполитики поручено возобновить активный диалог с Россией, странами Таможенного союза и СНГ об активизации торгово-экономических связей.
Планируется создание трехсторонней комиссии Украины, России и ЕС, которая займется улучшением условий торговли.
Получилось эффектно — как будто увели невесту из-под венца, шутит российский федеральный чиновник. Это очередная внешнеполитическая победа президента Владимира Путина, считает он: еще в августе — сентябре высокопоставленные украинские чиновники отвергали саму возможность пересмотра планов интеграции с ЕС, но все изменилось после встречи Путина и президента Украины Виктора Януковича 9 ноября. Украинская Рада не стала принимать во втором чтении законопроекты, необходимые для союза с ЕС, в частности закон о возможности лечения заключенных за пределами Украины, по которому украинскую тюрьму могла покинуть противница президента Януковича Юлия Тимошенко; ее выход из заключения был одним из условий ассоциации с ЕС.
«Газпром» согласился предоставить рассрочку «Нафтогазу Украины» по долгу в $1,3 млрд за газ и пообещал не переводить «Нафтогаз» на авансовые расчеты.
Председатель правительства России Дмитрий Медведев заявил, что вопрос о торговых санкциях против Украины больше не обсуждается.
«Украинское правительство неожиданно прогнулось перед Кремлем. Явно работает политика брутального давления», — написал вчера в своем твиттере министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.
Министр иностранных дел председательствующей в ЕС Литвы Линас Линкявичюс был более осторожен: нужно дождаться официальных бумаг из Киева, Украина была вправе принять такое решение.
Запрос в пресс-службу Еврокомиссии вчера остался без ответа.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не стал комментировать возможность вступления Украины в Таможенный союз, а представитель украинского правительства был недоступен для журналистов.
Украина уже имеет статус наблюдателя в Таможенном союзе, напоминает сотрудник Евразийской экономической комиссии. Но заявку на вступление в Таможенный союз, который с 2015 г. должен трансформироваться в Евразийский экономический союз, она не подавала и вряд ли подаст, считает собеседник «Ведомостей»: «Они так и будут лавировать между двумя силами, выторговывая для себя каждый раз различные преференции».
Украинская экономика — в непростом положении. В III квартале ВВП сократился в годовом выражении еще на 1,5% — кварталом раньше был спад на 1,3%. Товарооборот Украины с СНГ за 10 месяцев текущего года уменьшился на 25% и, если торговые споры с Россией обострятся, экономика еще долго не восстановится, предупреждает главный экономист HSBC по России и Украине Александр Морозов. Одновременно украинское правительство просит у МВФ открыть кредитную линию в $15 млрд для финансирования расходов бюджета и обслуживания госдолга.
Конкуренция между ЕС и Россией за Украину дала Киеву возможность выторговывать лучшие финансовые предложения, считает Лилит Геворкян из IHS Global Insight: МВФ в помощи отказал, теперь ее нужно ждать из Москвы.
Решение Украины — победа здравого смысла, считает председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий: сначала нужно понять правовые и экономические последствия союза с ЕС.
Это победа Путина, но временная, говорит профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский: Украина не будет вступать в Таможенный союз и не откажется от европейской интеграции. Киев временно вынужден отступить под давлением Кремля, опасаясь, что Москва применит максимально жесткие меры, продолжает Портанский: «Ради чего идти на обострение, если Брюссель не обещает золотого дождя?»