06.12.2013
Возможность занимать за границей ослабит давление на бюджеты регионов и поможет им компенсировать сокращение федеральной поддержки, прогнозирует Fitch.
После дефолта 1998 г. Минфин боялся пускать регионы на внешние долговые рынки — не верил, что им удастся справиться с валютным риском, говорит замдиректора направления «госфинансы» S&P Карен Вартапетов. Занимать за рубежом можно было лишь для рефинансирования валютного долга, Москва делала это несколько раз, вспоминает бывший руководитель Москомзайма Сергей Пахомов.
В 2013 г. поправки в Бюджетный кодекс разрешили занимать за рубежом регионам с двумя кредитными рейтингами, как у России. Кроме того, трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций и субсидий из инвестфонда) в течение двух из трех последних лет не должны превышать 5% собственных доходов региона.
На внешнем рынке ставки по облигациям могут оказаться ниже внутренних (8-10%), а срок — длиннее стандартных 3-5 лет, перечисляет Fitch. Ниже будут ставки и по валютным бумагам, и по рублевым евробондам, объясняли банкиры — организаторы размещений Минфина. С весны к рынку муниципального долга допущены Clearstream и Euroclear.
В 2013-2015 гг. на выполнение инаугурационных указов президента регионам придется потратить 1,4 трлн руб., их долг вырастет с 1,8 трлн примерно до 3 трлн руб., подсчитывает Вартапетов. Но Минфин установил слишком жесткие критерии, пока занять за границей смогут лишь Москва и ХМАО, оценивает он, а проблемы с исполнением указов — у наиболее слабых регионов. По оценкам Fitch, есть шанс у Санкт-Петербурга, Тюменской области и Татарстана.
Чиновник Минфина считает, что регионам не стоит рисковать, даже Минфин размещает за рубежом символические объемы (по $7 млрд в год). Недавно министр финансов Антон Силуанов говорил, что эта сумма может вырасти до $10 млрд. Решение еще не принято, будут оцениваться валютные риски, настаивает чиновник Минфина.
Риски долговой ловушки есть, признается в обзоре Fitch. В нее попали венгерские муниципалитеты: они активно занимали в иностранной валюте, а потом произошла девальвация форинта. Валютные риски можно хеджировать — но это дополнительные издержки, заключают эксперты агентства.