12.08.2013
В пятницу совет директоров ЦБ решил создать c 1 октября департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями, говорится в сообщении ЦБ. Его возглавит замдиректора департамента банковского надзора Михаил Ковригин.
Региональные главки ЦБ (прежде всего московский) постепенно будут передавать новому департаменту полномочия по надзору за отдельными банками — ЦБ рассчитывает, что на это уйдет год. Всего системно значимых банков может оказаться около 20. Критерии банков, за которыми предполагается осуществлять особый надзор, станут известны в конце 2013 — начале 2014 г., следует из сообщения ЦБ, нормативный акт, устанавливающий их, пока разрабатывается.
20 крупнейших банков консолидируют более 70% активов и обязательств банковского сектора, подчеркнул регулятор, новое подразделение обеспечит пропорциональность между системной значимостью отдельных банков и характером надзорной деятельности ЦБ.
У ЦБ для внутреннего пользования уже есть перечень системно значимых финансовых институтов, говорил в июне директор департамента ЦБ Владимир Чистюхин: «Это 18 крупнейших по определенным параметрам кредитных организаций и две системно значимые инфраструктуры — НРД (центральный депозитарий) и будет НКЦ (центральный контрагент)». В пятницу ЦБ отметил, что сфера его повышенного внимания охватывает свыше 200 банков «второго контура» надзора, в который входят как все системно значимые кредитные организации, так и заметные по величине вкладов и активов региональные игроки.
Идея воссоздания ОПЕРУ-2 — управления по работе с крупнейшими банками, действовавшего в 1996-1998 гг., — обсуждается с весны, рассказывали «Ведомостям» два человека, близких к ЦБ. Под его надзором было 14 крупнейших банков, сосредоточивших 2/3 активов и 90% вкладов населения. Банкам при этом гарантировалась господдержка. Но в кризис 1998 г. это не помогло, ЦБ пришлось предоставлять ряду банков стабилизационные кредиты, а часть из клиентов ОПЕРУ-2 обанкротилась. С приходом в ЦБ Виктора Геращенко ОПЕРУ-2 было слито с московским теруправлением.
«Создание ОПЕРУ-2 было полезным, мы получали четкую и нужную информацию от банков, это позволило нам достаточно трезво оценивать ситуацию и риски, угрожавшие системе», — вспоминает председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин, в 1995-1998 гг. председатель ЦБ.
Системообразующие банки заслуживают того, чтобы ими занималось отдельное направление, уверен Дубинин, как минимум из-за того, что их филиалы расположены на территории всей страны. Кроме того, они отличаются от менее крупных игроков, продолжает экс-председатель ЦБ: «Сейчас системообразующие банки практически являют собой холдинговые компании, конгломераты, включающие в себя страховые, лизинговые компании, инвестиционные направления, работают на дилерском и брокерском рынке. И воссоздание ОПЕРУ-2 — это пересечение задач ЦБ и формируемого мегарегулятора, по сути, создание подразделения, которое должно взять функции пруденциального надзора».
Публично вернуться к такому подходу предложил президент ВТБ Андрей Костин: «Можно было бы подумать над воссозданием ОПЕРУ-2: нам [крупнейшим банкам] все равно основные вопросы приходится решать на Неглинке, все равно — в кабинете Симановского или каком-то другом. Но двойной контроль [с учетом надзора московского главка] нам кажется излишним».
Возглавлявший ЦБ Сергей Игнатьев тогда высказался против.
Это глобальный тренд, считает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников: «Усиленный надзор за системообразующими банками предписывается всеми положениями “Базеля III”, и в этом смысле мы скорее были впереди планеты всей еще в 1998 г.». Расформирование ОПЕРУ-2 по итогам кризиса 1998 г. не свидетельствует о неэффективности самой структуры, полагает он: причина неэффективности — большое влияние «окружающей среды периода семибанкирщины, когда ЦБ не мог эффективно воздействовать на системообразующие банки». По мнению Матовникова, ЦБ уже готов к решению вопроса контроля за системообразующими банками и это не будет работой с нуля.
Решения о надзоре за другими системно значимыми финансовыми институтами ЦБ собирается принимать после завершения в 2015 г. интеграции ФСФР.