02.10.2013
ЦБ может встать на сторону госбанков при обсуждении правительством новой дивидендной политики. Сейчас правительство рассматривает вариант, обязывающий все госкомпании с 2016 г. выплачивать в виде дивидендов до 35% чистой прибыли по консолидированной отчетности. А разработанные Минфином поправки в закон об акционерных обществах разрешают выплачивать дивиденды даже в том случае, если компания убыточна. В таком случае их можно платить за счет ликвидных активов либо из нераспределенной прибыли прошлых лет, предлагает Минфин.
«Банки используют прибыль для увеличения капитала и для того, чтобы затем увеличивать кредитование. Они не могут увеличивать кредитование, не увеличивая капитал. И этот фактор, конечно же, надо учитывать при установлении дивидендной политики по отношению к банкам», — заявила вчера первый зампред ЦБ Ксения Юдаева на форуме «ВТБ капитала» «Россия зовет!». По ее словам, целесообразнее все же вводить разные ставки для разных компаний: «В оптимальном виде конечный вариант должен учитывать специфику банковского сектора».
Впрочем, формальной поддержки ЦБ госбанкам оказать пока не может. Совет директоров ЦБ этот вопрос еще не обсуждал, заметила Юдаева. Собеседники «Ведомостей», близкие к руководству Сбербанка, говорили, что госбанк получил юридическое заключение, которое подтверждает, что формально он не является госкомпанией. Чиновники профильных ведомств, в том числе представители Росимущества, не возражали, уверяли они. Вчерашнее заявление Юдаевой один из них расценил «как логичное продолжение дискуссии».
В ответ на вопрос, является ли Сбербанк госкомпанией, Юдаева ответила уклончиво: основной акционер госбанка — ЦБ, «хоть и независимый, но в общем государственный». При этом руководитель Росимущества Ольга Дергунова на форуме заявила, что исключений для Сбербанка не планируется.
Ранее президент Сбербанка Герман Греф предупредил, что ему потребуется дополнительный капитал в случае повышения планки по дивидендам. И даже не исключил новой эмиссии акций. Юдаева это комментировать не стала.
Скептически оценил идею правительства и основной конкурент Грефа — президент ВТБ Андрей Костин, назвавший ее «вредной вещью». Однако он тут же добавил, что ВТБ готов платить акционерам 35% чистой прибыли.
«В отношении банков должен быть специальный подход, потому что это единственный вид бизнеса, которому необходим капитал, — объяснял на прошлой неделе Греф. — При сворачивании капитала мы не можем поддерживать кредитование российской экономики». И добавлял, что, если правительство не будет настаивать на повышении дивидендов, Сбербанк сохранит их на запланированном уровне в 20% от прибыли. До этого по итогам 2012 г. Сбербанк выплатил акционерам 16,9% своей прибыли — 58,7 млрд руб., ВТБ — 16,5% прибыли, или 15 млрд руб.