15.05.2013
Накануне сегодняшнего заседания совета директоров Банка России, предметом которого в очередной раз станет выбор между стимулированием экономики и снижением инфляции, регулятор опубликовал оценку инфляционных ожиданий домохозяйств в марте—апреле 2013 года. Снижение ожиданий (по сравнению с декабрем 2012 года) можно считать аргументом в пользу смягчения денежной политики. Но ЦБ обнаруживает признаки и вероятного оживления потребительского спроса, а аналитики указывают: вместе с увеличением регулируемых тарифов ожидания могут измениться.
В преддверии заседания ЦБ выпустил сразу два документа, призванных дать аналитикам максимум информации для оценок предстоящего решения совета директоров в отношении текущей денежно-кредитной политики. В понедельник вышел монетарный отчет за первый квартал (см. "Ъ" от 14 мая). В сравнении с январским отчетом он оказался чуть более настороженным в отношении перспектив экономического роста и чуть менее — в отношении рисков ускорения инфляции, но "не содержал четких признаков готовности идти на количественные смягчения в текущем месяце",— отмечает Дмитрий Полевой из ING Russia. Вчера же Банк России опубликовал "результаты очередной волны исследования инфляционных ожиданий, проведенного Фондом "Общественное Мнение" (ФОМ).
До последнего момента завышенные инфляционные ожидания домохозяйств, зафиксированные в декабре 2012 года, оставались одним из основных рисков ускорения инфляции, на который указывал ЦБ. Соцопросы продемонстрировали их резкое снижение. "Как и предполагалось ранее, рост ожиданий в конце 2012 года не стал тенденцией. Ввиду отсутствия ожидавшегося значимого роста регулируемых цен и тарифов в начале года, население соответственно скорректировало свои ожидания касательно дальнейшей ценовой динамики",— трактуют оценки ФОМ в ЦБ. Отмечая, что косвенные индикаторы долгосрочных инфляционных ожиданий (отношение к крупным покупкам, покупкам в кредит и сбережениям) "значимо не изменились" и ожидания остаются стабильными, регулятор призывает интерпретировать результаты "с осторожностью". Более того, ЦБ обнаруживает резкое улучшение потребительской уверенности в марте—апреле, когда она полностью восстановилась после провала конца 2012 года, что позволяет надеяться на возможное оживление потребительского спроса к концу года.
В апреле годовая инфляция увеличилась до 7,2%, тогда как рост ВВП в первом квартале, по оценкам Barclays Research, может сократиться до 1,5%, при 2,1% в четвертом квартале 2012 года. Впрочем, Владимир Пантюшин из Barclays Research убежден, что "ножницы" между темпами роста ВВП и инфляции уже достигли максимума: начиная со второй половины года потребительские цены начнут устойчиво замедляться на фоне ускорения роста экономики.
В документах ЦБ обнаруживается достаточно аргументов и для сторонников, и для противников немедленного монетарного смягчения. Все больше инвестбанкиров, опрошенных агентством Reuters, склоняется к мнению, что ЦБ не пойдет на снижение ключевых ставок, пока инфляция не доберется до целевого показателя ниже 6%. Произойдет это не ранее сентября 2013 года, если не реализуется риск плохого урожая и роста инфляционных ожиданий, подогретых всплеском в июле регулируемых цен.