Счетная палата усомнилась в реалистичности исполнения указов президента и бюджета в 2014-2016 гг.

Счетная палата усомнилась в реалистичности исполнения указов президента и бюджета в 2014-2016 гг.

15.10.2013 Программная часть бюджета, составляющая более половины расходов, не готова совсем.

С 2014 г. бюджет переходит на программное финансирование — по 39 госпрограммам запланировано потратить 8,2 трлн руб., или 58,5% расходов бюджета в 2014 г. Но программы не готовы. Они формировались в двух вариантах — оптимистическом и базовом, в жесткий бюджет 2014-2016 гг. не вписался ни один. «Ни одна госпрограмма с точки зрения ее отражения в бюджете не соответствует тому, что в ней написано», — констатирует председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Они должны быть приведены в соответствие с бюджетом к 29 октября — это, по мнению Голиковой, сверхзадача: «Нужно скоординировать их между собой, увязать со стратегическими документами». А им госпрограммы не соответствовали с момента их подготовки в 2012 г., выяснила Счетная палата. Например, программа повышения конкурентоспособности промышленности предполагает рост производительности труда к 2018 г. в 1,36 раза в сравнении с 2011 г., а указ президента — в 1,5 раза. Из 360 целевых индикаторов госпрограмм в бюджете отражены 222. Программы сильно варьируются по срокам, большинство не содержит информацию о связи с другими программами, целевые показатели не отражают собственно целей, а количественные — обоснованности их достижения, говорится в заключении Счетной палаты.

«С 1 января нужно действовать строго в соответствии с госпрограммами. Есть риск, что этого не произойдет, — рассказала Голикова “Ведомостям”. — И есть риск, что в результате спешки проработанными и профинансированными окажутся неприоритетные направления — их проще доработать, а стратегические будут недофинансированы и в итоге все показатели госпрограмм “поплывут”. Тогда встанет вопрос об эффективности использования этих средств».

«Я не увидела в бюджете системно выстроенных приоритетов — так, как это было в свое время с нацпроектами, — говорит Голикова. — Есть указы президента, и 2,2 трлн руб. за три года на их реализацию выделяется, но так, чтобы открыть бюджет и увидеть, что и сколько по конкретному указу, этого нет, в госпрограммах это также не отображено».

Госпрограммы должны быть приведены в соответствие с бюджетом до 1 марта, говорит замминистра финансов Алексей Лавров, ограничений для исполнения бюджетов законодательство не содержит.

Претензии у аудиторов и к обоснованности основных параметров бюджета. В бюджете-2014 оказались «лишними» 400 млрд руб. — аудиторам непонятно, за счет чего они образовались. Прогноз по сборам налоговых доходов завышен: улучшение администрирования, на которое надеется Минфин, малореальный способ. В то же время некоторые источники доходов в 2014 г. не учтены: например, акцизы на импортируемые бензин и дизтопливо (за девять месяцев 2013 г. поступило 4,1 млрд руб.) или плата за продажу лицензий на шельф (50,7 млрд). Есть претензии к расходам. «Как у бывшего работника Минфина (была замминистра. — “Ведомости”), у меня вызывает удивление ситуация, когда нули стоят по исполнению за 2013 г., а в 2014 г., в условиях жесткого бюджета, ничего не происходит по корректировке ассигнований по этим направлениям. Я не понимаю этого», — говорит Голикова. Так, федеральная программа по развитию внутреннего туризма на восемь месяцев 2013 г. выполнена на 7,8%, при этом в бюджете на 2014 г. средств на нее выделяется в 1,8 раза больше.

Источники финансирования дефицита не кажутся Счетной палате надежными: программа приватизации за восемь месяцев 2013 г. выполнена на 38% даже от нового, сниженного вчетверо, уровня (52 млрд руб.), а в 2014 г. от приватизации ожидается получить 197 млрд руб. (это должно покрыть более 50% дефицита). Сомнения есть и в реалистичности плана по внутренним займам: в этом году он пока исполнен менее чем наполовину, но не снижены расходы на обслуживание госдолга. А их объем — более 0,5 трлн руб. в 2016 г. — сопоставим с федеральными расходами на образование или ЖКХ, говорится в заключении.

Сам бюджет подготовлен на зыбкой основе, считают аудиторы: макропрогноз Минэкономразвития слишком оптимистичен. Бюджет, верставшийся в условиях резкой остановки роста экономики и ухудшения прогноза, теперь готовят к еще более худшему варианту. Минфин уже посчитал, что может не хватить 1 трлн руб. — столько в 2014-2016 гг. недоберут ФНС и ФТС, сказала вчера замминистра финансов Татьяна Нестеренко, есть риски и недовыполнения плана приватизации. Покроет недостачу от приватизации резервный фонд. «На три года хватит», — сообщила замминистра. В обоих нацфондах сейчас 8,4% ВВП — меньше, чем было из них потрачено в кризис 2008-2010 гг. (более 10% ВВП).