01.11.2013
За скачкообразный рост выбросов парниковых газов в России в 2010-2011 годах главным образом ответственен автомобильный транспорт, заключается в исследовании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и компании CCGS. Эмиссия СО2 автотранспортом с 2001 по 2011 год выросла в 2,5 раза и продолжает увеличиваться примерно на 30% в год. Второй главный "виновник" растущего вклада РФ в глобальное изменение климата — нефтегазовая отрасль, наращивающая утечки метана и сжигание на факелах природного и попутного нефтяного газа. Выводы исследователей, вероятно, призваны отвести "основной удар" углеродного регулирования от промышленности.
В 2011 году эмиссия углерода была на 30,8% меньше, чем в 1990 году, но за год показала резкий рост (более чем на 5%), говорит последний отчет Росгидромета. Скачок, по мнению ведомства, обеспечил энергетический сектор — его доля в выбросах 2011 года достигла почти 83%. Эксперты РСПП и компании CCGS решили провести исследование, чтобы выяснить истинные причины скачка и какие секторы экономики внесли в него наибольший вклад. Парниковая эмиссия в РФ после падения в 1990-е годы активно росла. Единственным исключением стал 2009 год, когда она сократилась на 5,2% из-за экономического кризиса. В 2010 и 2011 годах рост выбросов возобновился, достигнув 4,52% и 4,47% за год соответственно, без учета земле- и лесопользования. "С таким темпом выбросы парниковых газов в РФ после 1990 года еще не росли",— отмечают аналитики. Основным источником увеличения выбросов стал автотранспорт, считают авторы исследования. В 2011 году по сравнению с 2010 годом выбросы CO2 от него выросли на 36,8% (на 55% по сравнению с 2008 годом). За десять лет с 2001 года парниковая эмиссия от автомобилей увеличилась в 2,5 раза, тогда как автопарк с 2000 по 2011 год вырос на 68,8%, а количество частных автомобилей — на 83%.
Объем выбросов на один автомобиль резко увеличился — почти на 40% в 2011 году по сравнению с 2008 годом, констатируют эксперты. Они объясняют это ростом пробега автомобилей и времени нахождения в пути с включенным двигателем из-за пробок. Еще один фактор — менее качественное и более углеродоемкое топливо. "Рост выбросов парниковых газов отражает не рост благосостояния граждан, а другие явления, отнюдь не радостные",— убежден соавтор исследования, руководитель рабочей группы по вопросам изменения климата комитета РСПП по экологии и гендиректор CCGS Михаил Юлкин. Увеличение выбросов на один автомобиль вызвано растущей популярностью "частного извоза", подстегиваемого самозанятостью населения и притоком мигрантов, а также неудобством и дороговизной общественного транспорта. По общему объему выбросов СО2 автотранспорт вышел на второе место после топливно-энергетического комплекса, обогнав все отрасли промышленности и строительство вместе взятые, что требует особого внимания властей, считают эксперты.
По сравнению с 2008 годом рост парниковой эмиссии наблюдался и в нефтегазовой отрасли (за счет утечек метана при добыче, транспортировке и хранении нефти и газа, выбросов от факельного сжигания природного и попутного нефтяного газа) и ЖКХ. Снизилась эмиссия у химиков, угольщиков, в сельском, рыбном и лесном хозяйстве, в черной металлургии и на транспорте, за исключением автомобильного. Похожая отраслевая динамика наблюдается и по отношению к 1990 году (за исключением угольщиков, нарастивших эмиссию на 0,6%), который выбран правительством в качестве базового для запуска рыночного углеродного регулирования (см. "Ъ" от 2 октября). Вероятно, выводы авторов исследования призваны несколько сместить акцент внимания властей с наиболее углеродоемких отраслей, таких как добывающая, энергетическая и металлургия. "Мы не собираемся вводить неподъемные отраслевые требования. При этом для компаний будут как стимулы, так и санкции за то, что они не достигли поставленных целей снижения эмиссии",— заявил на последнем заседании рабочей группы, готовящей предложения по углеродному регулированию правительству, заместитель главы Минэкономики Сергей Беляков. На совещании 18 октября в министерстве предпринимателям было предложено самим подготовить предложения о методах и инструментах регулирования. Уже тогда Михаил Юлкин заявил "Ъ", что промышленники готовы лишь к добровольным ограничениям выбросов в "виде эксперимента", но не к госрегулированию, хотя ранее РСПП (см. "Ъ-Онлайн" от 2 октября) активно его лоббировал в ответ на поддержку "Деловой России" в продвижении своего варианта "экологической реформы".