13.02.2015
Российский высотный самолет М-55 «Геофизика» примет участие в европейском научно-исследовательском проекте StratoClim. Проект нацелен на изучение атмосферы и климата Земли.
По сообщению Объединенной авиастроительной корпорации, соглашение об использовании самолета подписали входящий в ОАК Экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ) им. В.М. Мясищева и германский Институт полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (Alfred-Wegener-Institut für Polar- und Meeresforschung). Начало полетов в рамках проекта запланировано на январь 2016 года. Основные же исследовательские полеты будут выполнены летом 2016 года в Индии.
«Наша машина способна летать на высоте до 21,5 км, нести до двух тонн научного оборудования. Эти характеристики делают самолет незаменимым для изучения состава атмосферы, мирового климата, космоса, астрофизических и астрономических наблюдений, отработки спутниковой аппаратуры дистанционного зондирования», – подчеркнул главный конструктор ЭМЗ Геннадий Беляев.
На основании данных, собираемых «Геофизикой» в стратосферных слоях, будет создаваться математическая модель динамики изменения атмосферы в глобальном масштабе. С ее помощью ученые смогут прогнозировать изменения климата Земли через 20, 30 и даже 50 лет. Мониторинг ведется в районах наиболее интенсивного перемещения воздушных масс – Арктике, Антарктиде, тропиках, сообщил доктор Фред Стро (Fred Stroh), руководитель научно-исследовательского проекта StratoClim.
В экспедиции в Индию в 2016 году россиянам предстоит взаимодействовать с коллегами из 25 научных институтов и учреждений Европы. На самолете предполагается использовать до 30 различных научных приборов весом от 12 до 398 кг. Самолет способен находиться в полете до шести часов.
Ранее М-55 «Геофизика» уже участвовал в ряде крупных международных проектов, выполняя полеты над Арктикой, Антарктидой, континентальной частью Бразилии, Австралией и Африкой. Самолету удалось зафиксировать самую низкую температуру атмосферы Земли над Индийским океаном – минус 91,8 градуса по Цельсию.
Сегодня М-55 «Геофизика» – единственный в своем роде высотный самолет-разведчик, используемый в интересах всего мирового научного сообщества. Его прообраз М-17 создавался в СССР в рамках военного проекта, который был едва не закрыт, когда у военных нужда в нем пропала. Было принято решение на базе М-17 создавать высотный разведывательно-ударный комплекс, состоящий из собственно самолета-разведчика и наземного пункта наведения и управления, обеспечивающего целеуказание ракетам «земля-земля» и ударным самолетам. Модифицированный самолет М-17РМ выполнил первый полет 16 августа 1988 года. В ОКБ Мясищева самолет получил обозначение М-55 «Геофизика».
Обладая уникальными высотными характеристиками, планер самолета оказался способен нести практически любую из существовавших научных аппаратур, использовавшихся в авиации. «Геофизика» стала настоящим трансформером, способным эффективно работать с различными приборами для ведения конкретных исследований.
Научное оборудование, устанавливаемое на самолете, включает в свой состав мощные и маломощные лидары для обнаружения полярных стратосферных облаков и аэрозолей, спектрометры для проведения дистанционного анализа химического состава атмосферы, а также комплекс аппаратуры, предназначенный для проведения измерений основных метеорологических параметров атмосферы на различных высотах в нижней стратосфере и тропосфере. Самолет может использоваться и для дистанционного зондирования земли.
В интересах зарубежных заказчиков предполагается создать версию самолета, способного обеспечивать высотный воздушный старт суборбитальным космопланам для космических туристов.