04.07.2013
В этом году доходы российского федерального бюджета могут оказаться меньше запланированных — раньше такое бывало только в кризис. Поскольку расходы согласно Бюджетному кодексу снижать нельзя, нехватку доходов придется компенсировать из резервного фонда.
Он либо получит меньше перечислений нефтегазовых доходов, либо не получит ничего, да еще и часть его средств придется потратить, следует из материалов Минфина (есть у «Ведомостей»). Ситуация будет зависеть от того, какой из двух прогнозов исполнения бюджета сбудется: первый дал Минфин самостоятельно, а второй, худший, составлен им по оценкам главных администраторов доходов — Федеральной налоговой (ФНС) и Федеральной таможенной (ФТС) служб. Он намного пессимистичнее первого и именуется в документах Минфина «прогнозом с рисками».
Нефтегазовых доходов в обоих вариантах будет даже больше, чем планировалось. Из-за разницы базовой цены нефти, по которой верстался бюджет ($97 за баррель), и фактической ($105 за баррель, по прогнозу Минэкономразвития) доходы от экспорта нефти и газа на 425,5 млрд руб. больше, хотя сокращение объемов экспорта сырья уменьшит эту сумму на 93,4 млрд. Но в резервный фонд, по расчетам Минфина, в лучшем случае будет перечислено 67,5 млрд, а в худшем — изъято 242,5 млрд руб., или порядка 9% средств.
Главная причина — нехватка ненефтегазовых доходов из-за возмещения НДС госкомпаниям, а также срыв программы приватизации: из-за этих двух факторов бюджету не хватает 600-800 млрд руб.
«Мы направим [на компенсацию недостающих доходов и финансирование дефицита] нефтегазовые средства, т. е. увеличим ненефтегазовый дефицит и сократим отчисления в резервный фонд. Но если все пойдет хуже согласно расчетам администраторов доходов, то нужно будет еще 240 млрд руб. забрать из резервного фонда», — объяснила «Ведомостям» замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Это всего лишь риски, Минфин оценивает разные варианты событий, но о них необходимо знать, продолжает Нестеренко: «Важно, что мы понимаем, как управлять этими рисками».
Из-за снижения импорта таможенная служба, по ее расчетам, недополучит 104 млрд руб., а по оценкам Минфина — 60 млрд. Доходы от продажи подакцизной продукции будут меньше в зависимости от варианта прогноза на 12-40 млрд. Из-за сокращения прибыли предприятий федеральный бюджет получит меньше на 35,5 млрд налога на прибыль. В целом изменение макроэкономических показателей сократит доходы на 60 млрд, считает Минфин, или на 130 млрд руб., полагают ФТС и ФНС.
Гораздо большие потери никак не связаны с состоянием экономики. Из-за возмещения НДС госкомпаниям налоговая служба, по ее оценкам, недосчитается 422 млрд руб., по оценкам Минфина — 213 млрд. После завершения в 2012 г. крупных инвестиционных проектов — саммита АТЭС, некоторых олимпийских строек, трубопроводов — госкомпаниям полагается компенсация.
По данным Минфина, налоговый вычет нефтяной отрасли вырос на 99 млрд руб., газовой — на 93 млрд, строителей Олимпиады — на 26 млрд руб.
По данным ФНС, как сообщил ее сотрудник, компании за IV квартал 2012 г. и I квартал 2013 г. заявили к возмещению (т. е. к перечислению им из бюджета) 817,4 млрд руб. против 693,6 млрд руб. за те же периоды годом ранее.
Но есть и факторы, увеличивающие доходы. Платежи за пользование недрами увеличат плановые доходы на 105 млрд руб., в том числе на 41 млрд — из-за передачи «Роснефти» и «Газпрому» 26 участков на континентальном шельфе. Рост средневзвешенных импортных пошлин добавит казне 95,4 млрд, на 23 млрд руб. будут больше перечисления от прибыли Центрального банка.
В целом в силу всех факторов, как ожидает Минфин, бюджет недополучит всего 2,4 млрд руб. (в «рисковом» прогнозе — 312,4 млрд). А факторы, не связанные с ухудшением макроэкономической ситуации, в сумме даже дадут дополнительные почти 60 млрд руб. дохода, несмотря на масштабные вычеты НДС. Однако в любом варианте нечем финансировать плановый дефицит: предусмотренных на это средств от приватизации не будет.
Минфин заложил в бюджет на 2013 г. 427 млрд руб. от приватизации — в министерстве ссылались на прогноз Росимущества, однако в феврале его представители заявили, что перечисления в бюджет не превысят 60 млрд руб., так как Минфин их неправильно понял: некоторые сделки проводятся в форме допэмиссии и средства остаются у компаний, как, например, в случае с приватизацией 10% ВТБ.
Теперь Минфин опасается, что выпадающие доходы от приватизации составят почти 400 млрд руб. Это означает, что в министерстве рассчитывают в этом году на продажу только 7% федеральных акций «Алросы» (они, по оценке Росимущества, стоят около 22,5 млрд), а в приватизацию 25% «Совкомфлота» и 20% НМТП не верят.
Бюджет попал в ножницы: с одной стороны, раздуты расходы из-за предвыборных обещаний президента, с другой — введено бюджетное правило, ограничивающее использование доходов, рассуждает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». Правительству придется чем-то жертвовать — расходами или правилом, продолжает он: «Если правило начинает, по сути, нарушаться сразу после его введения, то создается ощущение, что и в будущем оно не будет обязательно для соблюдения».
© Пресс-служба РСПП