Проблемы трудноизвлекаемой нефти придется решать в Кремле

Проблемы трудноизвлекаемой нефти придется решать в Кремле

19.06.2013 Внесенный вчера правительством в Госдуму законопроект о льготах по НДПИ для трудноизвлекаемой нефти не удовлетворил нефтяные компании. Документ не содержит компромиссных положений по вопросу учета трудноизвлекаемой нефти, к которым нефтяники пришли в дискуссии с Минэнерго и Минфином. Нефтекомпании намерены отстаивать свои интересы и готовят совместное обращение в президентскую комиссию по ТЭКу.

Правительство внесло в Госдуму законопроект о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для трудноизвлекаемых запасов нефти. Согласно документу, ставки НДПИ различаются в зависимости от показателя проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера нефтенасыщенного пласта. По словам источника "Ъ" в правительстве, изменения в ст. 26 Налогового кодекса будут внесены с 2014 года.

Правительство предлагает применить четыре вида льготного коэффициента к ставке НДПИ при добыче трудноизвлекаемой нефти: 0,2 — при добыче нефти с предельной эффективностью пласта не более 10 м; 0,4 — с предельной эффективностью пласта более 10 м; 0,8 — при добыче нефти на месторождениях, относящихся к Тюменской свите. Нулевой коэффициент будет применяться в отношении нефти Баженовской, Абалакской, Хадумской свит и Доманикового горизонта. При этом срок действия льготы ограничен 10-15 годами с момента, когда выработанность запасов участка превысит 1%.

На стадии подготовки законопроекта громкую дискуссию между нефтяными компаниями, Минэнерго и Минфином вызвал вопрос о прямом раздельном учете трудноизвлекаемой нефти, который нефтяники должны были обеспечить на месторождениях к 2016 году. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова говорила тогда, что затраты на новую систему учета могут превысить эффект от полученных льгот. Так, "Сургутнефтегаз" подсчитал, что от применения понижающего коэффициента НДПИ до 2020 года, добывая дополнительно 9,4 млн т нефти, получит доход в 39,4 млрд руб. при затратах на организацию раздельного учета нефти в 47,7 млрд руб.

В конце мая на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича нефтяники и министерства смогли найти некое компромиссное решение проблемы, детали которого, однако, раскрыты не были. Близкий к Минэнерго источник "Ъ" говорит, что в правительстве приняли во внимание "экономическую нецелесообразность" установки дорогостоящего оборудования для новой системы учета нефти и решили "не требовать от нефтяников выполнения этого условия". Однако, по словам собеседника "Ъ", этот "фактор" будет действовать для компаний на новых месторождениях, и "в будущем льготы по НДПИ будут дифференцированы в зависимости от того, есть на участках раздельный учет или нет".

В законопроект, впрочем, решение проблемы учета нефти не вошло. Источник, близкий к одной из компаний, сказал "Ъ", что сейчас по этому вопросу готовится совместное обращение в президентскую комиссию по ТЭКу. "Принятию компромиссного решения мешает Минфин",— говорит близкий к правительству источник. Опасения ведомства связаны с тем, что у большинства месторождений запасы смешанные, и нефтяники могут указывать как трудноизвлекаемую всю нефть. В мае замминистра финансов Сергей Шаталов говорил, что Минфин будет настаивать на раздельном учете, но в период подготовки новой системы может пойти на компромисс, разрешив компаниям использовать "не вполне изолированные системы" либо "расчетные методы". Вчера в Минфине от комментариев отказались.

Виталий Крюков из ИФД "Капиталъ" считает, что те измерительные приборы, которые уже сейчас используются на месторождениях, дают весьма точные показания, и потому называет строительство дорогостоящей инфраструктуры нецелесообразным. По данным Минэнерго, общее количество запасов трудноизвлекаемой нефти в стране составляет около 5-6 млрд т — 50-60% совокупных запасов нефти.