29.07.2013
<b>Правительство и РЖД нашли способ увеличить срок вложения средств фонда национального благосостояния с 20 до 55 лет. Правда, пока непонятно, как РЖД их вернет.</b><br>
Все 260 млрд руб., которые государство обещало РЖД на развитие железнодорожной инфраструктуры Дальнего Востока (прежде всего — БАМа и Транссиба), будут вложены в ее акции, сообщил министр транспорта Максим Соколов: три года начиная с 2014 г. фонд национального благосостояния (ФНБ) будет вкладывать по 50 млрд в привилегированные акции РЖД (сейчас у РЖД только обыкновенные акции), а из бюджета придет 110 млрд руб.
Такая схема финансирования проектов РЖД должна обеспечить возврат средств ФНБ, уверяют чиновники. Срок окупаемости БАМа и Транссиба — 55 лет, максимальный срок окупаемости проектов ФНБ — 20 лет. По словам Соколова (передает «Интерфакс»), доходность средств ФНБ, вложенных в акции РЖД, составит 2-3%, потом будет найден механизм, чтобы повысить доходность до инфляции.
Пока ни у правительства, ни у РЖД нет четкого понимания, как РЖД вернет ФНБ деньги, уверяет человек, близкий к РЖД. ФНБ может продать полученный пакет при приватизации РЖД, предполагает он: 24,9% ее акций включено в план приватизации на 2014-2016 гг. Соколов считает, что ФНБ может продать акции РЖД стороннему инвестору в течение 30-50 лет.
Механизма возврата средств ФНБ нет, говорит и чиновник Минфина: когда деньги вкладываются в тот или иной актив, заранее должны просчитываться все риски.
Три недели назад высокопоставленный чиновник Минфина говорил, что министерство категорически против вложения денег ФНБ в акции РЖД. Почему позиция Минфина изменилась, его сотрудники говорить не хотят, а связаться с представителем министерства не удалось. «Скорее всего у Минфина просто не было выхода. Проект нужно финансировать, и если не делать это через ФНБ, то все расходы лягут на федеральный бюджет», — печалится сотрудник аппарата правительства.
Когда при принятии решения применяется нерыночный подход — вхождение в капитал конкретного предприятия, то это по международным стандартам расход бюджетных средств, а не размещение ресурсов в рыночный актив, прокомментировала первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
ФНБ софинансирует пенсионные накопления и покрывает дефицит Пенсионного фонда. На 1 июля в ФНБ 2,8 трлн руб., они размещены в ЦБ в разных валютах. В кризис средства ФНБ легли на депозит Внешэкономбанка — для поддержки экономики, банков и фондового рынка.
175 млрд руб. Внешэкономбанк вернул в конце 2009 г., ФНБ заработал 13,3 млрд (7,6%). На депозитах Внешэкономбанка сроком до 2014-2020 гг. остается 670 млрд руб. В 2012 г. на депозитах Внешэкономбанка ФНБ заработал 6,87 млрд руб.
Размещать средства ФНБ разрешено в облигации иностранных государств, международных финансовых организаций, в облигации (не более 30% средств фонда) и акции (не более 50%, только котирующиеся) российских и зарубежных компаний. В мае в Бюджетный кодекс приняты поправки, разрешающие размещать средства фонда также и в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов.
По факту же средства ФНБ размещались только в ЦБ и Внешэкономбанке. ЦБ каждый год перечисляет в бюджет доход, в 2012 г. он составил 13,7 млрд руб., или менее 1%.
Высокая доходность не приоритет для ФНБ, Бюджетный кодекс допускает и краткосрочную отрицательную доходность, главное — сохранность средств и стабильность дохода на долгосрочном горизонте. ФНБ начинают использовать как институт развития, констатирует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: вряд ли инвестиционная компания, которая решила бы аккумулировать доходность, вложилась бы в РЖД.
Выпуск привилегированных акций РЖД в пользу ФНБ не размоет доли государства, уверяет министр Соколов, но предупреждает, что финансовая и юридическая модель сделки еще только будет разработана — до конца года, так что о доле ФНБ в РЖД говорить рано.
Осенью 2012 г. президент РЖД Владимир Якунин оценивал 25% РЖД в 280 млрд руб. (1,12 трлн руб. — за всю компанию), тогда доля ФНБ может составить 13% РЖД.
Какой процент от прибыли в виде дивидендов может ФНБ получать от РЖД, тоже пока неясно, говорит человек, близкий к РЖД. В 2012 г. чистая прибыль РЖД по РСБУ составила 16,8 млрд руб., дивиденды — 4,5 млрд руб. (25%). Правительство планирует пересмотреть дивидендную политику госкомпаний и обязать их платить 25% чистой прибыли по МСФО. В этом варианте отчетности РЖД получила за 2012 г. 78 млрд руб. чистой прибыли, 25% дадут 19,5 млрд руб.
Президент Владимир Путин готов допустить к финансированию БАМа и Транссиба и частных инвесторов. Но частников нельзя привлечь к строительству магистральных путей. Один такой проект уже есть: Тувинская энергетическая промышленная корпорация Руслана Байсарова строит железную дорогу Кызыл — Курагино протяженностью 410 км за 195 млрд руб. Байсаров готов самостоятельно финансировать 25%, остальное — кредиты: переговоры велись с Внешэкономбанком и Сбербанком. Прошлой осенью премьер-министр Дмитрий Медведев поручал правительству проработать вопрос концессионных соглашений на отдельные участки железнодорожной инфраструктуры, в том числе БАМа и Транссиба, как исполнено поручение — неизвестно.