Предложения Минэкономики по стимулированию роста ВВП уже обезвреживают

Предложения Минэкономики по стимулированию роста ВВП уже обезвреживают

19.06.2013 Несмотря на то, что набор мер по стимулированию экономического роста все еще обсуждается во властных структурах, в правительстве уже началась практическая борьба за и против инициатив Минэкономики. По данным "Ъ", Минфин предложит президенту ограничить инвестиции из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в российские проекты 40% его размера и подождать с ростом финансирования малого бизнеса. Правительство также уже вынуждено до завершения спора продекларировать умеренность в вопросе девальвации национальной валюты — у этой идеи слишком много критиков.

Несмотря на то что пока ни правительство, ни президент не приняли решений по пакету мер стимулирования экономического роста (см. "Ъ" от 6, 7 и 10 июня), тестирование реакции основных мер пакета, предложенного нынешней командой Минэкономики, фактически началось — и публичное, и непубличное. Напомним, "качественное ослабление" в обсуждаемой версии строится на идеях ослабления реального курса рубля (в том числе для сокращения через номинальный курс дефицита бюджета), инвестирования средств ФНБ, Резервного фонда, средств пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты, расширения кредитования ВЭБом малого и среднего бизнеса, некоторых налоговых послаблений. После оглашения бюджетного послания, которое, как уже писал "Ъ", в основном подтвердило позиции Минфина в правительстве, министр Антон Силуанов де-факто приступил к наступлению на позиции Минэкономики — и публично, и непублично.
По данным "Ъ", министерство в правительственной переписке дало отрицательный отзыв на ключевую для Минэкономики идею пакета — инвестирование квазибюджетных средств в инфраструктуру. По данным "Ъ", Антон Силуанов предлагает премьер-министру Дмитрию Медведеву в докладе о реализации поручений по итогам совещания 7 июня ограничить размеры вложений ФНБ в инфраструктурные проекты и вообще в российские активы в 40% текущего размера фонда.

Учитывая, что в настоящий момент депозиты фонда во Внешэкономбанке составляют 676 млрд руб., или 24% от рублевого эквивалента объема ФНБ, а сам фонд существенного роста в ближайшее время не ожидает, Минфин предлагает ограничить все дополнительные вложения 400 млрд руб. В проекте правительственного доклада Владимиру Путину на этот счет Минфин предлагает также ограничить долевое участие средств, имеющих происхождением ФНБ (то есть в том числе и инвестиций ВЭБ) в инфраструктурные проекты уровнем не более 30-40%, а в отборе проектов ограничиваться только крупными, "избегая распыления средств ФНБ".

При этом Минфин прямо не оспаривает рациональности самой инициативы по вложению средств ФНБ в проекты, однако предлагаемые условия существенно усложняют использование средств фонда в интересах крупных бенефициаров. Как "Ъ" уже писал 11 июня, для крупнейшего проекта пакета, железнодорожной магистрали ВСМ-2, предлагается 50-процентное финансирование из ФНБ. В ограничения Минфина проект РЖД просто не вписывается, как не вписываются и другие крупные проекты с полным финансированием ВЭБом под депозиты ФНБ, и серия проектов по вложению средств ФНБ в реконструирование значительной части объектов ЖКХ. Кроме этого, отбор крупных проектов по прозрачной процедуре — это более длительный процесс, чем запуск системы "почти серийной" поддержки менее крупных проектов: фактически Минфин предлагает не торопиться с этой частью "пакета качественного ослабления".

Инициатива Минэкономики по предоставлению госгарантий ВЭБу под расширение кредитования малого и среднего бизнеса (ведомство Андрея Белоусова предлагает создать многоуровневую систему реализации этих гарантий в банковской системе) также не отвергается Минфином, но де-факто объявляется несвоевременной. Минфин обращает внимание на то, что с мая 2013 года профильная "дочка" ВЭБа, ОАО "МСП Банк", может гарантировать кредиты малому и среднему бизнесу по гарантиям материнской структуры на 40 млрд руб. Финансовое ведомство предлагает дождаться, пока ВЭБ получит госгарантии на свои обязательства, и запущенная в июле-августе 2013 года программа покажет эффективность. Поскольку для этого должно пройти как минимум несколько месяцев, инициатива также звучит как предложение Минфина не торопиться.

Напротив, идея Минэкономики об ослаблении рубля в принципе поддержана Антоном Силуановым и по сути уже обсуждается публично и весьма широко: 17 мая министр и представители финансового ведомства подтвердили в интервью Bloomberg, что с августа 2013 года Минфин будет самостоятельно, а не через Банк России закупать валюту для пополнения суверенных фондов на рынке, что может вызвать, по словам Антона Силуанова, ослабление номинального курса рубля к корзине на 1-2 руб. По существу Минфин, публично подтвердив принятое еще в феврале 2013 года техническое решение, уже известное рынку, активизировал дискуссию о возможности девальвации рубля заблаговременно. "Натурный эксперимент" имеет успех — вчера, например, МВФ, ранее не комментировавший российскую идею открытого включения в мировую "конкурентную девальвацию" валют, заявил, что Россия не сможет добиться экономического роста, ослабляя рубль. В результате первый вице-премьер Игорь Шувалов был вынужден заявить о том, что Белый дом не готовит девальвации рубля.

К дискуссии может в ближайшее время подключиться президент Владимир Путин, и также не столько словом, сколько делом: на открывающемся Петербургском международном экономическом форуме, возможно, будут объявлены кадровые решения по Минэкономики и помощнику президента. Как уже ранее писал "Ъ", на второй пост может быть назначен Андрей Белоусов, одним из называвшихся претендентов и на тот и на другой пост является первый замглавы ЦБ Алексей Улюкаев. Любое из этих решений может существенно изменить характер дискуссии о стимулировании экономики: так, взгляды господина Улюкаева близки к позиции руководства Минфина.