28.10.2013
Правительство делает очередную попытку отрегулировать рынок нефтепродуктов. ФАС, Минэнерго и Минэкономики по итогам рассмотрения доклада Минэнерго о конкуренции на этом рынке поручено подготовить законодательные инициативы, закрепляющие механизмы формирования "объективных ценовых индикаторов на нефтепродукты" и "торговых практик". В вопросах разделения вертикально интегрированных нефтяных компаний по видам деятельности, создания резервов нефтепродуктов и раскрытия компаниями информации об объемах добычи и переработки нефти многолетние противоречия Минэнерго и ФАС так и не позволяют сдвинуть дело с мертвой точки.
Белый дом поручил ФАС, Минэнерго и Минэкономики представить законодательные инициативы по закреплению механизма формирования "объективных ценовых индикаторов на нефтепродукты" и "торговых практик". Такое решение было принято по итогам обсуждения на заседании правительства доклада Минэнерго "О состоянии конкуренции на рынке нефтепродуктов". "Ъ" удалось ознакомиться с подробностями дискуссии, прошедшей за закрытыми дверями.
Два названных пункта пока единственный компромисс в затянувшемся противостоянии ФАС и Минэнерго в вопросе регулирования рынка нефтепродуктов. В одном из них речь идет о разработке методики расчета единой индикативной цены на внутреннем рынке на основе мировых цен (net-back). В докладе Минэнерго указано, что сейчас действуют несколько механизмов расчета, которые дают результаты, отклоняющиеся на 20% в разные стороны от мировых цен. Другое предложение — узаконить "торговые практики" — инициатива ФАС, предполагающая заключение нефтяными компаниями письменных соглашений с госорганами о порядке продажи товара. ФАС уже применяет этот инструмент, но его легитимность не подтверждена ничем, кроме инструкций самого антимонопольного ведомства.
Идеи регулирования рынка нефтепродуктов безрезультатно обсуждаются в Белом доме с 2010 года. В правительстве с октября 2012 года находится законопроект ФАС "Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в РФ", не нашедший поддержки ни в Минэнерго, ни в нефтяных компаниях. Встречный законопроект, подготовленный Минэнерго, имеет ту же судьбу.
По данным "Ъ", представленная к последнему заседанию правительства переписка ФАС и Минэнерго по-прежнему говорит о противоречиях в подходах к регулированию рынка. ФАС продолжает настаивать на необходимости разделения вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) по видам деятельности. Объяснение: независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании, которые входят в ВИНК. Другое требование ФАС — законодательно закрепить обязательное резервирование нефтепродуктов на внутреннем рынке. Резервы предлагается создавать и нефтяным компаниям, и Росрезерву "в периоды пикового сезонного спроса". В настоящее время действует правило "добровольного" резервирования. Наконец для формирования "справедливой цены" предлагается в "свободном доступе в сети интернет" публиковать информацию об остатках нефтепродуктов на НПЗ и нефтебазах.
Из доклада Минэнерго следует, что идея раздела ВИНК так и не нашла поддержки в ведомстве, так как "текущая конфигурация рынков нефтепродуктов в РФ позволяет говорить о потенциале развития конкуренции". Минэнерго признает "недостаточную прозрачность взаимоотношений на рынке", но крупные компании "с госучастием в целом надежно обеспечивают глобальные интересы России на мировых энергорынках и потребности внутреннего спроса", полагают в ведомстве. Поэтому в целях развития конкуренции Минэнерго предлагает только строить независимые от ВИНК нефтеперерабатывающие заводы, "не имеющие собственной сырьевой базы", и продолжать биржевую торговлю нефтепродуктами. Ведомство согласно и на постепенное снижение налоговой нагрузки на участников рынка, поддержав переход на "плавающие акцизы" — то есть установление обратной зависимости величины акциза от цены на нефть. Но это предложение уже несколько лет успешно блокируется Минфином, ссылающимся на невозможность администрирования такой схемы. Учитывая непримиримость позиций, Дмитрий Медведев по этому вопросу на заседании правительства высказался немногословно, сообщив только, что "все это подлежит отдельному обсуждению".