09.04.2013
Легче подогнать новую модель роста экономики под бюджетное правило, чем отказаться от него, решило правительство на расширенном заседании коллегии Минфина. Какие конкретные формы будут у этой модели, пока неясно. Но очевидно, что правительство не готово открывать карман для новых расходов — скорее всего будут оптимизироваться старые.
На коллегии Минфина Дмитрий Медведев обратил внимание на очевидный факт: некогда наблюдавшийся положительный рост экономики серьезно замедлился. «ВВП по отношению к февралю 2012 года вырос практически на 0,1% против роста на 1,5% в январе, а в январе—феврале рост ВВП составил приблизительно 0,9%, что существенно меньше, чем за аналогичный период прошлого года», — констатировал премьер. Так, в России второй месяц подряд снижаются производство, динамика строительства, розничной торговли и объема платных услуг, а также инвестиционная активность.
Стране необходима новая модель роста. Причем модернизацию необходимо обеспечивать при жестком соблюдении финансовой дисциплины, намекнул Медведев на введенное с этого года бюджетное правило. Кроме того, новая модель невозможна без полноценного стратегиче¬ского бюджетного планирования. Глава Минфина Антон Силуанов сразу отреагировал на призыв и пообещал, что проект бюджетной стратегии до 2030 года будет внесен в правительство через два месяца (одновременно с проектом бюджета на 2014—2016 годы).
По словам министра, стратегия будет основываться на инновационном сценарии развития, спрогнозированном Минэкономразвития. «Основываться на чересчур оптимистичном, форсированном варианте — значит создавать неустойчивую, опасную ситуацию для бюджета. Предлагается взять за основу инновационный вариант. Однако всю разницу между доходами по сравнению с консервативным вариантом отнести на условно утвержденные расходы, которые будут распределяться между государственными программами в случае ежегодного подтверждения прогноза по доходам», — пояснил Силуанов. По его оценкам, это позволит увеличивать ежегодно расходы до 1 трлн руб. Кроме того, обеспечит подушкой безопасности в случае снижения цены на нефть до 60—80 долл. за баррель. Ежегодно прирастающий триллион Минфин предлагает тратить на индексацию зарплат, денежного довольствия и госпрограмму развития вооружения.
«Эта идея не нова, — комментирует ведущий эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов, — она возникала уже в 1998 году. Тогда было предложено поделить бюджет на две части: гарантированный бюджет и так называемый бюджет развития, который тратился бы по мере наличия в нем денег. Эта идея работала бы в чрезвычайной ситуации, но не сейчас, когда государству нужно выступать в качестве гаранта стабильности и развития».
Впрочем, пока серьезных возможностей для новых расходных обязательств у Минфина не предвидится. В рамках мобилизации бюджетных средств правительство приняло решение не давать никаких дополнительных средств на реализацию госпрограмм, сократить расходы на госнужды на 5%, а также сократить ряд неэффективных бюджетных учреждений.
В Минфине уверены: одной накачкой в экономический спрос государственных средств проблема роста не решается. И продолжают стоять на своем: не раздувать неэффективные расходы. В то же время министр финансов заверил присутствующих коллег: деньги есть, можно вкладывать средства Фонда национального благосостояния, использовать ресурсы пенсионных накоплений.