Правительство добивается от естественных монополий, чтобы данные об их инвестиционных программах были доступны для всех

Правительство добивается от естественных монополий, чтобы данные об их инвестиционных программах были доступны для всех

15.08.2013 Обеспечить общественный контроль за гигантскими инвестпрограммами монополий было одним из предвыборных обещаний Владимира Путина. Это требование вошло в его первые указы, подписанные сразу после инаугурации. Правительство поручило разработать механизм министру по делам «открытого правительства» Михаилу Абызову. Они готовы и будут представлены сегодня, сказал министр.

Госкомпании стали непрозрачны не только для общества, но и для самих чиновников. Расходы многих инвестпроектов завышены, говорила, будучи помощником Путина, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Объем этих расходов исчисляется сотнями миллиардов рублей у каждой монополии.

Инвесторы давно пытаются разобраться в структуре этих расходов, но их попытки парируются ссылкой на то, что эта информация составляет коммерческую тайну. Рабочая группа «открытого правительства» сочла этот довод неубедительным. Естественные монополии должны раскрывать всю информацию о своих инвестпроектах и тарифных планах, даже если считают ее коммерческой тайной, сказал Абызов, а закрытыми должны быть только сведения, относящиеся к гостайне.

Чиновники еще не сформулировали свою позицию насчет раскрытия коммерческой тайны, отмечает чиновник правительства, знакомый с инициативой.

Расходы на инвестпрограммы монополии компенсируют повышением тарифов. Риски и издержки монополистов оплачивает потребитель, поэтому имеет право знать о них все, пересказывает позицию потребителей Абызов.

Директор по инвестициям ТКБ BNP Paribas Investment Partners Владимир Цупров сравнивает госкомпании с черным ящиком: «В инвестпрограммы зашито множество непонятных издержек».

«Мы видим только общую картину: компании съедают акционерную стоимость, вкладывая в какие-то убыточные проекты, при этом непонятно, где в каких проектах самая низкая рентабельность», — говорит Цупров.

Эксперты предлагают сначала обязать естественные монополии отчитываться на едином портале госуслуг — публиковать информацию об инвестпроектах и инвестпрограммах, о результатах их реализации, о своих тарифных заявках. А к ноябрю 2014 г. должен появиться отдельный информационный ресурс, посвященный исключительно естественным монополиям.

Создание инвесткомитетов при советах директоров позволит Минэкономразвития и отраслевым ведомствам принимать участие в разработке инвестпрограммы, надеется его коллега: «Планируем включить в них госслужащих, это не противоречит политике вывода чиновников из совета директоров».

Представителя «Россетей» инициатива Абызова «не очень смущает». По его словам, инвестпрограмма ФСК прошла общественные слушания в «открытом правительстве», все закупки проводятся на тендерах, а по каждому пройденному этапу инвестпрограммы публикуется отчет. С представителями РЖД связаться не удалось. Все инвестпрограммы утверждаются на совете директоров и реализуются через тендеры, сказал сотрудник компании: «По завершении отчитываемся на совете директоров, а ключевые решения, как правило, вывешиваем в открытом доступе». «Информация о ходе реализации инвестиционной программы и инвестиционного бюджета РЖД является коммерческой тайной до момента публикации годового отчета», — цитирует внутренний документ другой сотрудник монополии. При этом он отмечает, что данные о реализации инвестпрограммы РЖД раскрываются чаще: раз в полгода публикуются на сайте. В «Газпроме» на запрос «Ведомостей» не ответили.

Как можно скрыть информацию, если уже сейчас все тендеры заключаются через торги, удивляется представитель «Транснефти», все, что связано с инвестпроектами, компания и так раскрывает. «Транснефть» готова на полный мониторинг, но не на пересмотр уже запущенных проектов«, — сказал он.

Такая обязанность негативно отразится на хозяйственной деятельности монополий, предупреждает президент Объединения корпоративных юристов России Александра Нестеренко. Закон разрешает компаниям присвоить режим коммерческой тайны любой информации, отмечает она: «Бизнес-планы имеют потенциальную ценность именно из-за своей неизвестности третьим лицам». Федеральный чиновник никаких рисков для монополий не видит. Монополисты и так поставлены вне рыночных условий, эти бизнес-преимущества уравновешивают издержки на большую открытость. Основные статьи затрат монополии публикуют, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. А прикрываясь режимом коммерческой тайны, можно скрыть раздутые расходы в инвестпрограммах, стремление завершить низкорентабельные проекты и нерыночные условия отдельных контрактов, перечисляет он. Большую открытость вынуждены показывать монополии, занимающие деньги с рынка, отмечает Нестеров: к этому их обязывает раскрытие информации в рамках сделок.