04.12.2013
3 декабря 2013 состоялось заседание Подкомиссии по авиационным перевозкам Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре по теме: «Возможности и ограничения на рынке авиаперевозок».
Руководитель Подкомиссии Н.В. Филёва – член Правления РСПП, Председатель Совета директоров ЗАО «Группа компаний С7».
В работе Подкомиссии приняли участие: председатель Подкомитета по воздушному транспорту Комитета Государственной Думы СФ РФ по транспорту А.А. Андреев, начальник управления ФАС России Д.А. Рутенберг, начальник управления регулирования транспорта ФСТ России В.Н. Варгунин, заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России И.А. Белавинцев, генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» И.Н. Моисеенко, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ Д.В. Антипов, профессор кафедры организации перевозок на воздушном транспорте Московского государственного технического университета гражданской авиации, директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП ГосНИИ ГА, член экспертного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ А.А. Фридлянд, руководители ведущих авиакомпаний и портов России, представители исполнительных органов и отраслевой прессы.
От РСПП в заседании принял участие Исполнительный вице-президент В.М. Черепов.
По результатам выступлений и обсуждений участники заседания Подкомиссии отмечают, что рынок авиаперевозок характеризуется высокой степенью конкуренции как между отечественными авиаперевозчиками, так и с иностранными авиакомпаниями. Существующее регулирование допуска авиакомпаний на маршруты различен для внутрироссийских перевозок и для международных, но в целом создает благоприятную среду для конкуренции, имеющую своим итогом повышение качества обслуживания и снижение цен для пассажиров и грузоотправителей.
Вместе с тем другие участники авиатранспортного процесса, являющиеся поставщиками основных услуг для авиакомпаний, в первую очередь аэропорты и система организации воздушного движения, работают в условиях квази-монополий, что в свою очередь развивает нерыночный механизм определения стоимости услуг. И в данном случае, не в полной мере способствует повышению эффективности и качества предоставляемых услуг участников авиатранспортного процесса, ведет к общему повышению тарифов на авиаперевозки. Регулирование ценообразования этих категорий компаний требует дальнейшего совершенствования.
В качестве первоочередной меры для реализации возможностей, предоставляемых принципом рыночных отношений в авиатранспортном процессе, участники заседания Подкомиссии считают целесообразным обратиться в Федеральную антимонопольную службу России с предложениями по актуализации деятельности Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере авиаперевозок при ФАС России, доработкой Положения об Экспертном Совете и вхождения в состав Совета заинтересованных членов Подкомиссии.
По итогам обсуждения и принятого Решения в федеральные органы исполнительной власти будут направлены обращения.