23.08.2013
Повысить налоги и дать денег
Минфин и социальный блок предложили использовать деньги госкорпораций или пенсионные накопления Поддержка малого и среднего бизнеса — одна из главных мер в правительственном плане стимулирования экономики. Вчера механизмы обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Главные вопросы — темпы повышения социальных взносов и кредитование.
Спор о ставке
Сейчас производственный и социальный малый бизнес платит взносы по льготной ставке — 20% (все деньги идут в Пенсионный фонд) против стандартных 30%. Но льгота была введена только на 2012-2013 гг. Ее отмена приведет к таким же негативным последствиям для малого бизнеса, как и решение об удвоении с 2013 г. страховых платежей для индивидуальных предпринимателей, говорится в докладе Минэкономразвития, подготовленном для совещания (есть у «Ведомостей»). С декабря 2012 г. по июль 2013 г. число зарегистрированных предпринимателей сократилось почти на 500 000, или на 11,5%. За первое полугодие на учет в Пенсионном фонде поставлено 255 674 предпринимателя, снято — 656 747, приводит Минэкономразвития данные ПФР. Число малых и средних предприятий и так сокращается (на 1,5 и 3,5% соответственно за год по март 2013 г.), как и численность занятых на них, — при том что крупные предприятия тоже сокращают занятость. Высвобождающиеся работники не пополняют ряды ни безработных, ни занятых в малом бизнесе — они продолжают работать, но только в теневом секторе, заключает Минэкономразвития: по данным Росстата, в тени 13,2 млн человек, или почти 19% всех работающих, по данным Высшей школы экономики — 22%. Отказ от продления льгот малому бизнесу приведет к росту теневого сектора и снижению деловой активности, предупреждает Минэкономразвития. Однако оно предлагает не сохранить льготы, а повышать нагрузку до 30% постепенно: на 1 п. п. ежегодно начиная с 2016 г. Минтруд был более радикален: уже с 2014 г. увеличивать ставку на 2 п. п. в год до 30%. Вчера на совещании Шувалов не поддержал идею Минтруда. В проекте протокольного решения одобрена инициатива Минэкономразвития, но Шувалов своего отношения к ней не высказал. Позиция Минтруда не поменялась, говорит чиновник социального блока правительства: «Но если все же не повышать ставку до 2018 г., нужно искать другие источники наполнения Пенсионного фонда, в том числе увеличение бюджетного трансферта». Россия — аутсайдер по уровню предпринимательской активности: несмотря на то что, по данным ВЦИОМ, 23% россиян хотели бы открыть свой бизнес, реально планируют это сделать в ближайшие три года только 2,2% (данные «Глобального мониторинга предпринимательства — 2012»), еще в 2011 г. таких было 3,6%. Перспектив для перелома тенденции пока не видно — предпринимательство непопулярно и у молодежи: доля студентов, готовых заниматься собственным бизнесом, сократилась с прежних 5-8% до 1% в 2012 г. Среди безработных только каждый 30-й готов открыть свое дело — в 2011 г. был готов каждый 16-й. Причина непопулярности предпринимательства — не только искаженная структура экономики, но и неблагоприятные условия для бизнеса, пишет Минэкономразвития. Мало попросили Идею Минэкономразвития помочь среднему бизнесу Шувалов поддержал. Программа Минэкономразвития предусматривает выделение 100 млрд руб. из ФНБ на кредитование и 30 млрд — на создание гарантийного фонда. «Вы поскромничали, надо было просить не меньше 200 млрд», — сказал Шувалов. Минэкономразвития предложило в течение нескольких лет размещать 100 млрд руб. из ФНБ на депозит в ВЭБе под 5,25% годовых. Затем ВЭБ распределит деньги среди банков по ставке 6,25%, чтобы они кредитовали бизнес под 10% годовых. Деньги из ФНБ госкорпорация направит на поддержку только среднего бизнеса, подчеркнул министр экономического развития Алексей Улюкаев. Минимальная стоимость проекта, на которую можно выделить такой кредит, — 1 млрд руб., рассказывала директор департамента Минэкономразвития Наталья Ларионова. Деньги ФНБ возвратные, а условия на рынке сложные, предупреждает Минэкономразвития. Чтобы бизнес мог расплатиться по кредитам, ему надо помочь, например допустить к крупным закупкам государства, госкомпаний и монополий, предлагает министерство: объем таких закупок за три года должен вырасти до 1,5 трлн руб. Но даже если бюджетные деньги не вернутся, надо спокойнее к этому относиться, заметил Шувалов: «Предприниматель может направить их на убыточные проекты, но это не значит, что он их украл и его надо вести за шкирку в тюрьму». Надо предупредить Счетную палату и силовые ведомства, чтобы они не преследовали бизнес за такие кредиты, а также совместно с администрацией президента разработать программу снижения давления на бизнес, предложил Шувалов. На чьи деньги Идея распечатать ФНБ для среднего бизнеса не нравится ни Минфину, ни социальному блоку. Мера не даст никакого эффекта, настаивал замминистра финансов Андрей Иванов: кредитные риски и ставки не снизятся, деньги осядут в банках. Полезнее, по его словам, субсидировать льготную ставку, а для кредитования через ВЭБ — использовать не средства ФНБ, а остатки на счетах госкорпораций, которые они могли бы разместить на депозитах в ВЭБе. Улюкаев раскритиковал идею, Шувалов никак ее не прокомментировал. А вот предложение первого вице-премьера Ольги Голодец использовать для кредитования пенсионные накопления, которыми управляет ВЭБ, Улюкаеву и Шувалову понравилось. Возможно, эти деньги будут использованы вместо средств ФНБ, полагает чиновник Белого дома: вопрос еще будет обсуждаться с премьером и президентом, сам Шувалов видит в этом риски. Голодец недопонимает законов экономики — малый и средний бизнес имеет свойство впадать в банкротство, будут потеряны деньги будущих пенсионеров, опасается президент НПФ «Лукойл-гарант» Сергей Эрлик. ВЭБ управляет деньгами молчунов, продолжает он: «Представьте их удивление, когда выйдут на пенсию и узнают, что часть их денег ушла навсегда малому бизнесу».