10.09.2013
Правительство собирается проверить все налоговые льготы и отменить неэффективные. Методика оценки уже готова
В распоряжении «Ведомостей» оказался проект методики оценки эффективности налоговых льгот, подготовленный Минэкономразвития. Документ обсуждался на площадке «открытого правительства», в целом был поддержан, рассказали участники совещания.
Разработать методику правительство поручило в мае. Льгот много, а насколько широко они используются и как влияют на инвестиции, не всегда понятно, объясняет директор направления «открытое правительство» центра «Форум» Александр Брагин.
По данным Минфина (проект доклада на основе заключений экспертов), к началу 2013 г. в России действовало 290 льгот, которые стоили бюджету 1,6 трлн руб. По сравнению с 2010 г. их число выросло почти на 50%, цена — на треть. Не все налоговые преференции прямо называются в законодательстве льготами, рассказывает Иван Чемичев из АКГ «МЭФ-аудит»: есть налоговые вычеты, доходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, различные коэффициенты амортизации, нулевой НДС при экспорте. Из-за прямых льгот государство теряет около 5% налоговых сборов, подсчитал научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Сейчас преференции оцениваются исключительно с точки зрения бюджета — сколько денег недополучит государство, отмечает Брагин, положительный эффект от роста инвестиционной активности такая модель не учитывает. Минэкономразвития предлагает оценивать эффективность льгот в два этапа: сначала экспертами, затем путем расчета специального коэффициента. При этом даже полезные льготы можно признать неэффективными, если их использует слишком мало налогоплательщиков или если компании слишком часто ими злоупотребляют.
Инвентаризация льгот уже идет. Монополии лишились льготы по налогу на инфраструктуру — ставка будет расти постепенно, дополнительные доходы бюджета в 2013-2019 гг. составят 1,3 трлн руб.
Минфин алгоритм поддерживает, следует из письма ведомства, но просит учесть позицию ФНС. А налоговая служба критикует документ: для оценки льготы нужно анализировать более продолжительный период, чем год, не все нормативы обоснованы, а статистических данных недостаточно для анализа, говорится в письме ФНС (копии писем Минфина и ФНС есть у «Ведомостей»).
Минэкономразвития дорабатывает методику, говорит представитель ведомства. Его коллеги из Минфина и ФНС не ответили на вопросы «Ведомостей».
РСПП в целом поддерживает методику, следует из его отзыва на проект. Но есть и замечания: методика не учитывает мнения предпринимателей и недостаточно эффективна для оценки универсальных льгот, показатели не «очищаются» от влияния косвенных факторов (цены, курсы валют, тарифы), а данные нужно брать минимум за два года действия льготы.
Компании опасаются за свои льготы и жалуются, что и сейчас их непросто получить. В 2000-е гг. отрасль активно развивалась, говорит сотрудник металлургической компании, особой потребности в льготах не было, но сейчас вместе с рентабельностью упала и инвестиционная привлекательность. Была бы крайне востребована льгота на капитальные инвестиции (до 2002 г. можно было сразу уменьшить на их сумму налогооблагаемую прибыль. — «Ведомости») либо еще более ускоренная амортизация, отмечает он. Разобраться в механизме сложных преференций, например по лизингу, невозможно, проще взять кредит, рассказывает гендиректор концерна «Крост» Алексей Добашин. Непросто даже НДС вернуть из бюджета, продолжает он, а малому и среднему бизнесу это вообще не по силам.
Но льготы консервируют неэффективность, замечает Гурвич, например, пониженные по сравнению с нефтяными ставки пошлин на экспорт нефтепродуктов дестимулировали модернизацию предприятий.