12.09.2013
В пенсионной формуле, одобренной правительством, остается неясной роль одного, но самого важного слагаемого — трансферта из бюджета
Правительство одобрило пенсионную формулу, изменений в ней больше не планируется, сообщила зампред правительства Ольга Голодец. Окончательный вариант согласован со всеми ведомствами и приемлем для всех, цитирует ее «Интерфакс».
Согласно формуле пенсионные права граждан будут формироваться в баллах (коэффициентах), размер пенсии будет определяться суммой заработанных баллов, зависящей от стажа и заработка, а стоимость одного балла — для пересчета виртуальных прав в денежные — будет рассчитываться ежегодно. Государство, как и сейчас, гарантирует, что ежегодный рост стоимости пенсионного балла будет не меньше инфляции.
Стоимость балла будет частным при делении суммы доходов Пенсионного фонда (ПФР) на количество всех коэффициентов; в доходы ПФР включены трансферты федерального бюджета. Но как подсчитать эти трансферты, решения нет, рассказали «Ведомостям» участники обсуждений: трансферт будет либо увеличиваться все обозримые годы (вариант Минтруда), либо снижаться (вариант Минфина). Прояснить ход согласований в Минтруде и аппарате Голодец не удалось.
Вчера формулу обсуждали на совещании у президента Владимира Путина, на момент сдачи номера итоги его известны не были.
Сейчас среди трансфертов в пользу ПФР есть трансферт на сбалансированность, финансирующий некоторые государственные льготы, а также нехватку ресурсов из-за накопительной части, средства которой не могут быть израсходованы на текущие выплаты пенсий. Минтруд предлагает расшифровать, на что именно идет этот трансферт, составить методику расчета необходимых сумм и указать в законе.
Это повысит прозрачность трансферта, говорит замдиректора Института социального анализа и прогнозирования Академии госслужбы Юрий Горлин. Сейчас этот трансферт, по сути, финансирование оптом всей той суммы, которой не хватает ПФР. В такой ситуации и ПФР проще завышать потребности, и Минфину легче недодавать, рассуждает директор Института социального анализа и прогнозирования Татьяна Малева.
Расчеты Минтруда предполагают, что трансферты будут расти до 2021 г.
Вся получаемая при реформе экономия пойдет не на сокращение дотаций из федерального бюджета, а на повышение стоимости пенсионного коэффициента, т. е. рост расходов, говорит эксперт Центра стратегических разработок Татьяна Омельчук. А до 2030 г. такая система может и не дожить: рост трансфертов прекратится, а на пенсию начнут выходить люди с повышенной суммой пенсионных коэффициентов — реформа предполагает начисление дополнительных баллов тем, кто выходит на пенсию позже установленного возраста.
Малева возражает: трансферт с 2020 г. начнет сокращаться. По расчетам Минтруда, к 2030 г. размер трансферта составит 1,3% ВВП против текущих 2,9%, а к 2050 г. — 0,3%. Формула призвана нормализовать отношения между ПФР и бюджетом, подчеркивает Малева, экономию же и теоретически возможный профицит ПФР можно было бы направлять на формирование своего рода «резервного фонда», чтобы задействовать его при ухудшении демографии.
Сама формула за последнюю неделю претерпела несколько ключевых правок. Сначала ее ужесточили, повысив требования к получению права на трудовую пенсию, чем фактически лишили такого права граждан с низкими доходами: требование накопить для получения пенсии не 23, как предполагалось, а 33 балла означало необходимость уплаты взносов с 1 МРОТ в течение более 40 лет, тогда как декларировалось, что минимальный стаж — 15 лет. В итоговом варианте входной порог составил 28 баллов, сообщили «Ведомостям» два участника обсуждений.
Это эквивалент уплаты взносов с 1 МРОТ в течение 30 лет либо 15 лет с 2 МРОТ, посчитал Горлин. Таким образом, отмена повышения взносов для самозанятых граждан с 1 до 2 МРОТ, вызвавшего недовольство предпринимателей и закрытие порядка 400 000 микробизнесов, в формуле отыграна назад.
По расчетам Омельчук, минимальный стаж при минимальных взносах составляет не 30, а 35 лет. При уплате взносов с 1 МРОТ человек зарабатывает 0,76 балла за год — и то при условии, что у него нет накопительной части (а если есть — то 0,47, накопления учитываются отдельно), подсчитала она: «Для человека, имеющего накопительную часть, т. е. для всех граждан 1967 года рождения и моложе, уплата взносов с 1 МРОТ в течение 30 лет дает 14 баллов, т. е. для минимальных 28 баллов надо платить либо 60 лет, либо с 2 МРОТ». Такая система порождает конфликт поколений, считает Омельчук: помимо дискриминации людей с накопительной частью вся экономия при росте трансфертов также пойдет на повышение страховой части пенсии, т. е. в пользу людей 1966 года рождения и старше. Формула не достигает ни одной цели, резюмирует Омельчук: устойчивость пенсионной системы не повышается, прозрачность снижается, финансовое положение ухудшается.
Помимо этого ряд новшеств может вызвать обращения в Конституционный суд, предупреждал завкафедрой социального обеспечения Академии труда и социальных отношений Юрий Воронин: например, взносы за работающих пенсионеров идут в общий котел — на пенсию самих таких граждан они влияния уже не оказывают.