Пенсионный маневр 2014 года удался Минтруду во втором чтении

Пенсионный маневр 2014 года удался Минтруду во втором чтении

21.11.2013 Госдума приняла вчера во втором чтении проект закона, согласно которому в 2014 году все взносы на пенсионное обеспечение граждан будут направлены на текущие выплаты. Уже не первый раз в рамках пенсионной реформы законопроект, не нашедший одобрения в экспертном сообществе, уверенно проходит стадии, необходимые для его реализации.

Вчера Госдума приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного обеспечения". В случае вступления этого закона в силу система формирования пенсионных прав для граждан 1967 года рождения и моложе существенно изменится. Сейчас работодатель уплачивает за работников взносы в ПФР в размере 22% от зарплаты, из которых 6% идут на формирование накопительной части пенсии. Однако с 2015 года за тех граждан, кто не выразил никакого инвестиционного решения (перевести накопления в НПФ или частную управляющую компанию, выбрать инвестиционный портфель ВЭБа), все взносы будут направляться в распределительную часть. Сохранить тариф пенсионных накоплений в 6% (или, наоборот, от него отказаться) можно до конца 2015 года.

Накопления за 2014 год принятый во втором чтении проект закона предлагает направить в распределительную часть пенсии, откуда финансируются текущие выплаты нынешним пенсионерам. По прогнозам Минфина, эта мера позволит сэкономить для бюджета около 244 млрд руб.

"Пенсионный маневр" 2014 года крайне расстроил представителей НПФ, которые лишаются источников роста в виде новых средств. Кроме того, против него высказывались и некоторые эксперты, которые указывали на то, что, уменьшая дефицит бюджета сейчас, государство может создать себе проблемы в будущем, так как увеличит объем пенсионных обязательств, исполнение которых должно будет гарантировать. Более того, недавно свое негативное отношение к переводу всех средств на текущие выплаты выразил регулятор пенсионного рынка Банк России (см. "Ъ" от 18 ноября), предложивший также позволить гражданам раз в пять лет решать, в какой системе им находиться. Однако министр труда Максим Топилин вчера заметил: "В рамках подготовки поправок мне неизвестно о таких предложениях ЦБ". Презентация с видением пенсионной реформы ЦБ была представлена на совещании в Минфине в пятницу, 15 ноября, а поправки к законопроекту принимались на рассмотрение 13-14 ноября. ЦБ не является субъектом законодательной инициативы и оформить свои предложения в виде поправок мог только при участии депутатов или правительства.

Впрочем, весь ход пенсионной реформы показывает, что публичное обсуждение отдельных инициатив и принятие пенсионных законов проходят параллельно и независимо друг от друга. Так, например, еще в прошлом году большинство участников дискуссии не одобряло ни принятую стратегию развития пенсионной системы до 2030 года, ни предусмотренное в ней предложение Минтруда перенаправлять средства накоплений на текущие выплаты. "Создается мина замедленного действия,— считает замдиректора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев.— Когда законопроект создается в спешке и тем более с сомнительным обоснованием, страдает его качество. В итоге можно ждать споров и судебных разбирательств".

На рассмотрение Госдумы в третьем чтении законопроект планируется вынести 22 ноября.