Пенсионная реформа: новые идеи

Пенсионная реформа: новые идеи

18.02.2013 Законопроект о гарантиях пенсионных накоплений должен быть внесен в Госдуму в марте. Проект, подготовленный Минэкономразвития предусматривает создание гарантийного фонда, подобного существующему в системе страхования вкладов в банках. Управлять им будет Агентство по страхованию вкладов (АСВ), имеющее опыт массовых выплат населению.

Наполняться фонд будет из взносов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и Пенсионного фонда — в зависимости от объема накоплений под их управлением, говорят три чиновника финансово-экономического блока. Минэкономразвития предлагало взять деньги в фонде национального благосостояния (ФНБ) — разовый взнос в размере 0,5% суммы гарантируемых средств, следует из проекта, но Минфин выступил против. Стартовый взнос должен быть не больше 0,5%, уточняют чиновники финансово-экономического блока. Исходя их нынешнего объема накоплений (2,2 трлн руб.) это около 11 млрд. Последующие ежегодные взносы должны быть на порядок меньше — по словам замдиректора департамента Минэкономразвития Ростислава Кокорева, «в районе 0,025-0,05% от суммы пенсионных [имеющихся] накоплений, что будет практически незаметно для застрахованных».

А вот что считать страховым случаем и когда выплачивать деньги, на этот счет между Минэкономразвития и Минфином принципиальное разногласие. Законопроект предполагает страхование суммы накоплений: перечисление единовременной компенсации в пенсионный фонд застрахованного, если в момент выхода на пенсию сумма на его счете окажется меньше сделанных взносов.

Минфин же предлагает страховать невыплату пенсий. В этом случае выплаты можно проводить позже, зато компенсируется не только потеря номинала, но и банкротство выплачивающего пенсию фонда.

Люди должны получать возмещение из гарантийного фонда только при фактической нехватке средств для выплаты накопительной пенсии, объясняет позицию Минфина его сотрудник: «Даже уменьшившихся накоплений человеку может хватить на всю оставшуюся жизнь, и ему не понадобятся выплаты из гарантийного фонда. Но даже если накопления были удачно инвестированы, это не гарантирует выплату пенсии, например, при мошенничестве в НПФ или его банкротстве». «Настоящая цель Минфина — создать гарантийный фонд по примеру АСВ для банков, который бы гарантировал все риски НПФ, в том числе от дефолтов и обычного мошенничества, — резюмирует собеседник “Ведомостей”. — Фонд должен гарантировать выплату номинала и в момент перехода застрахованного из фонда в фонд в период накопления, и во время всего периода выплат».

Эти предложения Минфин официально не направлял, хотя последние три месяца они говорят об этой идее на разных совещаниях, подтверждает Кокорев: «Конечно, мы поддерживаем идею страхования накоплений от рисков мошенничества и банкротства НПФ, но для этого нужно как минимум выстроить всю систему пруденциального надзора за НПФ, четко определить обязательства НПФ перед застрахованными, а с нас жестко требуют внесения законопроекта в ближайшее время». Гарантии будут увязаны с наведением порядка в отрасли, обещает чиновник Минфина.

Если перечислять выплаты не сразу, в фонде удастся накопить достаточно заметную сумму к моменту, когда начнутся массовые обращения за накопительной пенсией, объясняет позицию Минфина его сотрудник. Если в 2022 г. появление «первой большой когорты граждан, выходящих на пенсию со значительными накоплениями», совпадет с обвалом рынка, как в 2008 г. (см. врез), то, по расчетам Минфина, на компенсации понадобится одномоментно 200 млрд руб. Примерно столько сейчас в фонде страхования вкладов.

В пятницу на Красноярском экономическом форуме заместитель главы Минтруда Андрей Пудов представил основные параметры разрабатываемой министерством пенсионной формулы в рамках проходящей пенсионной реформы. Новая формула должна стать "понятной гражданину и позволять легко подсчитать размер будущей пенсии" в отличие от нынешней, которая содержит "идеологический подвох, заключающийся в том, что в распределительной модели, в страховой части, есть элемент, который не выполняет функцию накопительного компонента, но как таковой продекларирован". Таким образом, действующая формула, по словам замминистра, не только инородна солидарной пенсионной системе, но и чрезвычайно сложна при расчетах пенсии — справиться с ней могут только специалисты при помощи специальных IT-программ.

Господин Пудов еще раз огласил основные параметры формулы, уже прописанной в утвержденной в конце декабря Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Во-первых, для "вхождения в систему" предполагается увеличить легальный минимальный стаж, который дает право на получение трудовой пенсии по старости, с нынешних 5 лет до 15 лет. Для того чтобы получать так называемую полную трудовую пенсию — 40% от заработка, с которого платятся страховые взносы (47,3 тыс. руб. в месяц в 2013 году), необходимо проработать 35 лет. Стаж сверх этого периода будет увеличивать размер пенсии — впрочем, насколько именно, господин Пудов затруднился ответить, сославшись на то, что механизмы стимулирования более позднего выхода граждан на пенсию сейчас обсуждаются.

Минтруд в Красноярске впервые публично огласил главное новшество пенсионной формулы — из нее, по сути, предлагается исключить накопительный компонент, а также базовую часть пенсии, которая станет неким пособием от бедности с отдельным источником финансирования. Как пояснил господин Пудов, накопительный элемент инороден солидарной системе и будет регулироваться отдельными законами — часть из них уже внесена в Госдуму (о сохранности средств пенсионных накоплений, о расширении состава финансовых институтов и создании системы пенсионных программ). Нечто похожее ждет и базовую часть пенсии. По сути, эта минимальная гарантированная государством сумма формально остается в формуле и будет зависеть от стажа, возраста и категории ее получателей. Но в формуле базовая часть не будет участвовать, поскольку будет финансироваться напрямую из федерального бюджета.

Таким образом, основой формулы станет страховая часть, которая как раз и будет рассчитываться исходя из суммы коэффициентов личного участия застрахованного, то есть учитывать его страховой стаж и заработок. Кроме того, в формуле будут учитываться макроэкономические и демографические показатели. "Трудовая пенсия возвращается в то понятие солидарности, которое было изначально",— заявил заместитель главы Минтруда, имея в виду пенсионную систему до реформы 2002 года. Исключив, по сути, накопительную часть и базовую часть пенсии, Минтруд не скрывает, что получит возможность сбалансировать саму страховую часть, "четко посчитать" в бюджетном процессе потребность в виде страховых взносов.

Согласованную формулу правительство должно представить президенту до 1 апреля.