19.11.2013
На всплеск оптимистических ожиданий чиновников и аналитиков в октябре промышленность в очередной раз ответила нулевым ростом. Теперь, даже несмотря на планы "Газпрома" увеличить свою инвестпрограмму на 2013 год, в Минэкономики фактически не видят возможности преодолеть стагнацию до конца года. При потере спроса и рентабельности логичным для промышленных компаний было бы всерьез задуматься об увеличении эффективности или перераспределении инвестиций в новые и быстрорастущие сектора, полагают аналитики. Но, вероятнее всего, стратегией представителей традиционных отраслей останется ожидание поддержки спроса со стороны государства.
Оживления промышленного выпуска в октябре, на который ставили в Минэкономики, указывали консенсус-прогноз аналитиков (0,7% роста в октябре, по данным "Интерфакса") и индекс PMI, не состоялось. Росстат зафиксировал нулевой рост промпроизводства за десять месяцев 2013 года и 0,1% падения выпуска в октябре в годовом выражении (минус 0,6% с учетом сезонности за месяц). Хотя аналитики ЦМАКПа продолжают настаивать, что в отличие от "стагнации, похожей на рецессию" в трактовке статистиков видят в тех же данных "балансировку на грани стагнации и слабого роста", принципиально картины это не меняет. Обработка шестой месяц подряд в годовом выражении сокращается, спасает промышленность от рецессии добыча полезных ископаемых. При этом продолжает падать спрос на внутренние инвестиционные товары, отражаясь в сокращении производства стройматериалов, машин и оборудования.
Прогнозировавший на прошлой неделе рост выпуска замглавы Минэкономики Андрей Клепач вчера заявил: "В 0,7% (промышленного роста.— "Ъ") по году мы уже по итогам сентябрьских данных не укладывались". Вместе с этим он настаивает: в ноябре—декабре в промышленности все-таки будет наблюдаться рост (в пределами погрешности измерений). Шансы на то, что в этот раз замглавы Минэкономики не ошибется, повышает октябрьское заявление "Газпрома" об увеличении инвестпрограммы на 320 млрд руб., которые должны быть потрачены до конца года. Для министерства, чиновники которого неоднократно признавали, что падение инвестактивности и стагнация промышленности напрямую связаны с сокращением квазигосударственных инвестиций, этот аргумент более чем весом. Сообщив вчера о падении инвестиций по итогам десяти месяцев, глава Минэкономики Алексей Улюкаев заявил, что по итогам 2013 года они все-таки продемонстрируют рост. "Если планы Газпрома реальны, эффект от такого увеличения инвестиционного спроса кардинально изменит ситуацию в четвертом квартале 2013 года,— убеждена директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева.— Впрочем, с точки зрения качества нулевой рост промышленности или в 0,4% имеет мало различий".
На увеличение инвестсознательности других госмонополий рассчитывать сложно. Во всяком случае, вчера в Ново-Огарево глава ОАО РЖД Владимир Якунин доложил президенту Владимиру Путину: "Вы совершенно четко ориентировали, что быстрого выхода из рецессии ожидать не приходится, и, к сожалению, мы это фиксируем по своим грузовым перевозкам". РЖД как "сервисная компания" ориентируется на прогнозы Минэкономики.
Не важно, какой результат покажет промышленность по итогам года, важно то, что "стагнационный тренд не ломается", так как, кроме государства и госкомпаний, при текущей конъюнктуре вряд ли кто-то будет инвестировать, но эффективность госинвестиций крайне низка, отмечает Дмитрий Полевой из ING Russia (на последнее обстоятельство указывает и ЦБ в своих прогнозах). Более того, поддерживать достаточно высокий уровень инвестиций из года в год не сможет, по его мнению, и государство.
Насколько в этой ситуации представители крупного сверхконцентрированного промышленного бизнеса, теряющего рентабельность, готовы перераспределять финансовые потоки в увеличение эффективности или в новые сектора, пока оценить невозможно. "Обычно в ситуации, подобной нашей, это происходит в течение полутора-трех лет. Важно, какие люди стоят за бизнесом и как он им достался. Те, кто сам создал свой бизнес, уходят в новые сектора и стартапы. Я с большим интересом буду наблюдать за поведением металлургов",— говорит Юлия Цепляева. По ее словам, условия ведения бизнеса в РФ мешают эффективному перераспределению капитала, так как "очень важна поддержка, выходящая за рамки чисто деловой активности". С этим соглашается и Дмитрий Полевой: по его мнению, крупные компании, защищенные лоббистами, госзаказом и социальными обязательствами, вероятнее всего, продолжат выживать, добиваясь дополнительной господдержки.