14.03.2013
Белый дом обязался сократить время на регистрацию компаний с месяца до пяти дней
Дмитрий Медведев утвердил "дорожную карту" по упрощению регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С его помощью власти намерены к 2018 году сократить затрачиваемое на регистрацию время с 30 до 5 рабочих дней и вывести Россию на 20-е место по легкости начала ведения бизнеса. Эксперты, отмечая общий позитивный эффект от принятия обещанных мер, остерегаются, что упрощением регистрации не преминут воспользоваться учредители фирм-однодневок, что осложнит жизнь добросовестному бизнесу.
План мероприятий "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" — одна из 15 "дорожных карт", разработку которых инициировало Агентство стратегических инициатив (АСИ). Непосредственный разработчик утвержденной карты — Минэкономики. Объявленные цели — сокращение сроков учреждения обществ с ограниченной ответственностью (ООО), которые являются в России основной правовой формой деятельности малого и среднего бизнеса.
Показатель успешности выполнения плана традиционен — это место РФ в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Сейчас Россия по показателю легкости регистрации компаний находится на 101-м месте, в 2015-м она должна оказаться на 60-м, в 2018 году — на 20-м. Вспомогательные показатели — сокращение числа этапов регистрации (с 9 до 3), уменьшение количества рабочих дней, затрачиваемых на этот процесс (с 30 до 5) и удешевление его стоимости (с 6,1 тыс. руб. до 4 тыс. руб.).
Чтобы добиться всего этого, АСИ и Минэкономики предлагают реализовать следующие меры. Документы для госрегистрации предлагается разрешить подавать через посредника (нотариуса, адвоката, банк). К августу 2013 года должен быть готов законопроект, дающий учредителям ООО возможность более гибко определять сроки оплаты уставного капитала (это должно сократить издержки предпринимателей при открытии бизнеса). К декабрю 2013 года ведомства должны подготовить поправки к законодательству, дающие бизнесменам возможность использовать типовые уставы при регистрации ООО.
Готовы чиновники улучшить и свою работу — предполагается сократить сроки обмена данными о регистрации между ФНС и государственными внебюджетными фондами (до четырех рабочих дней в 2013 году и до двух — в 2018-м). Также в "дорожной карте" — отмена обязательности наличия печати до момента регистрации компании и отмена обязанности юрлиц и индивидуальных предпринимателей уведомлять налоговиков и внебюджетные фонды об открытии и закрытии счетов в банках.
Екатерина Баширова из юридической фирмы Sameta отмечает, что отдельные пункты "дорожной карты" не вполне согласуются с объявленным властями наступлением на фирмы-однодневки — речь, в частности, идет об исключении требования о предварительной оплате уставного капитала юрлица не менее чем наполовину. "Впрочем, в целом утвержденные меры весьма полезны для бизнеса — добросовестные налогоплательщики не должны страдать из-за участия в хозяйственной деятельности фирм-однодневок",— говорит эксперт. К числу безусловно позитивных новаций Екатерина Баширова отнесла введение права на использование типовых уставов и возможности предварительной проверки документов, а также обещанное сокращение до одного дня срока регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей во внебюджетных фондах.
По словам Ивана Чемичева из АКГ "МЭФ-Аудит", в документе кроме позитивных новаций есть и меры, способные осложнить жизнь бизнесу. По его мнению, исключение нотариального удостоверения подписи заявителя на заявлении о регистрации может увеличить количество "однодневок". По мнению юриста, ответственность за установление личности заявителя можно было возложить на регистрирующий орган. "Возможно, отмена обязательности печати при регистрации — преждевременная мера. Это ускорит процедуру регистрации, но не начало хозяйственной деятельности. Ведь без печати общество не сможет работать — открыть счет, заключить договор",— поясняет Иван Чемичев. Также он полагает, что введение института регистрационных агентов действительно упростит процедуру — банки, как правило, проверяют документы тщательнее, чем регистрирующий орган. Однако, по словам юриста, необходимо установить ограниченный круг уполномоченных на эту деятельность банков.