МВФ предполагает, что в России, как и во Франции, повысить налоги почти невозможно

МВФ предполагает, что в России, как и во Франции, повысить налоги почти невозможно

11.10.2013 Российская Федерация по отношению уровня налогового бремени к предельно допустимому находится на уровне крупнейших экономик ЕС, возможность повышения его для страны не превышает 15% — такие оценки содержатся в опубликованном накануне докладе "Налоговый монитор" Международного валютного фонда. Таким образом, введение в России налога на имущество физлиц фактически исчерпает потенциал роста налогового бремени, оставив правительству лишь структурные изменения в этой сфере.

Проблемы трансформации налоговой системы — один из фокусов осенней сессии МВФ и Всемирного банка. Очередной выпуск доклада Fiscal Monitor, представленный главой профильного департамента Карло Коттарелли, описывает перспективы налоговых систем преимущественно в свете изменения мировой политики в сфере госзаимствований. Ограничения, которые накладывает увеличение налогового бремени на рост ВВП, превращают национальные налоговые органы в макрорегуляторы, не менее значимые, чем центробанки.

Но наибольший интерес представляет впервые данная аналитиками МВФ оценка границ возможного роста налогов в крупнейших экономиках. Авторы доклада оперируют показателем tax effort, который показывает отношение достигнутого уровня налогообложения (МВФ включает в него социальные сборы и налоги без учета господдержки в экономике, например грантов) к предельно возможному. Последний рассчитывается как уровень налогового бремени, который в среднесрочной перспективе генерирует динамику ВВП, приводящую к снижению налоговых поступлений. Расчеты демонстрируют, что уровень действующей налоговой нагрузки в странах может серьезно различаться при близких tax effort и наоборот.

Так, в группе развитых стран самый высокий tax effort имеет Норвегия (91%), обладающая также весьма высоким в этой группе налоговым бременем (сборы налогов составляют 43,2% ВВП). Россия так же близка к теоретическому пределу налогового бремени, как Франция и Бельгия,— tax effort здесь составляет 85% — при том, что две эти экономики собирают 45-46% ВВП в виде налогов, а для России этот показатель — 35%. В группе развитых стран подобный российскому уровень налогового бремени имеют Великобритания, Словения, Португалия и Израиль, но там tax effort оценивается в 0,75 — на практике из этого должно следовать, что при прочих равных "резервы" для роста налогообложения в этих странах почти вдвое выше российских.

Если предположения МВФ верны, то будущее введение налогообложения имущества физлиц в РФ (Россия, констатируют в МВФ, находится в группе стран с крайне низким налогообложением недвижимости) практически исчерпает не только "пожелания" правительства по росту налоговых доходов, но и экономические возможности по их увеличению. Вероятно, в случае оправдания этих прогнозов (авторы доклада МВФ сомневаются в возможности РФ эффективно ограничивать госрасходы) следует ожидать роста госзаимствований, в том числе через региональные и муниципальные займы,— по уровню госдолга к ВВП Россия была и остается самой "незакредитованной" крупной экономикой мира. Исследование не изучает вопрос политической возможности повышения налогов, но очевидно, что при приближении к теоретическому пределу налогообложения (tax effort на уровне 1 и выше) сопротивление налогоплательщиков действиям правительства должно резко возрастать.