15.04.2013
Минфин намерен исключить аудиторскую тайну из перечня информации, недоступной в ходе налоговых проверок. Согласно подготовленному законопроекту, аудиторы по запросу налоговиков будут обязаны раскрывать конфиденциальную информацию о компаниях-клиентах без их согласия. Если законопроект будет принят в его нынешнем виде, запрос в крупнейшие аудиторские компании даст налоговикам всю информацию о российских компаниях.
В пятницу Минфин опубликовал проект радикальных поправок в Налоговый кодекс и закон "Об аудиторской деятельности". Из приведенного в ст. 82 Налогового кодекса перечня информации, сбор и использование которой не допускаются при осуществлении налогового контроля как конфиденциальной, предлагается исключить понятие "аудиторской тайны". А поправки в закон "Об аудиторской деятельности" предусматривают, что сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией, предоставляются налоговым органам по их требованию без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались отдельные аудиторские услуги. К таким услугам относятся в том числе налоговое, бухгалтерское, управленческое консультирование, ведение налогового и бухгалтерского учета, составление отчетности, налоговых деклараций, а также консультации по правовым вопросам, представление интересов клиента в суде и составление бизнес-планов, то есть вся значимая для налогообложения информация.
Цель поправок, согласно пояснительной записке,— дать налоговикам доступ к дополнительным источникам информации в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов и финансовыми мошенничествами, а также возможность предоставлять информацию по запросам уполномоченных органов иностранных государств. Кроме того, заявлено, что законопроект направлен на реализацию рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Между тем для большинства опрошенных "Ъ" экспертов связь нового законопроекта с международными требованиями неочевидна. "В нашем сообществе этот законопроект широко не обсуждался,— отмечает член рабочего органа совета по аудиторской деятельности при Минфине Владимир Чая.— Впрочем, его появление объяснимо: он стал результатом деятельности Минфина в области повышения прозрачности аудиторской деятельности". "При этом в рекомендациях ОЭСР нет прямого указания на необходимость беспрепятственного доступа налоговых органов к аудиторской тайне",— добавляет гендиректор компании "HLB Универс-Аудит" Дмитрий Лимаренко. В Минфине на запрос "Ъ" в пятницу вечером не ответили.
В случае принятия поправок налоговые органы получат доступ практически к неограниченной информации о компаниях, считают юристы. "Перечень так называемых отдельных аудиторских услуг содержит ключевые пункты — ведение бухучета и налоговое консультирование, при оказании которых специалист получает доступ ко всей внутренней информации клиента",— поясняет председатель московской коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Юрий Николаев. По его словам, если на следующий день после принятия проекта закона Минфина налоговая запросит первые 300 аудиторских организаций обо всех нарушениях, выявленных в ходе оказания услуги внешнего консалтинга, это значит, что она получит детальную картину происходящего во всех российских компаниях, и аудиторы ничего не смогут сделать.
В руках налоговиков информация, составляющая аудиторскую тайну, станет дополнительной базой для предъявления претензий, опасаются эксперты. "Ввиду неоднозначности многих пунктов налогового законодательства компании, не практикующие оптимизацию налогов, могут столкнуться с увеличением претензий со стороны ФНС",— отмечает независимый эксперт по налогообложению Владимир Виноградов. "Данная поправка в законодательстве не может испугать компании, которые готовы к максимальной прозрачности своей деятельности, и в целом участники рынка будут ответственнее относиться к своей деятельности",— уверен финансовый директор компании "Евросеть" Дмитрий Мильштейн.
Инициатива Минфина серьезно ударит по аудиторскому рынку. "Банки, например, из опасения, что мотивированное суждение аудитора может содержать ошибку и впоследствии будет использовано налоговиками в суде, откажутся от услуг аудиторов, мнение которых может быть недостаточно квалифицированным, и переключатся на топовые компании",— считает главный бухгалтер Нордеа-банка Татьяна Шарова. Но и крупнейшие аудиторы столкнутся с сокращением бизнеса: клиентам будет удобнее получать внешний консалтинг, который сейчас предоставляют аудиторы, у самостоятельных консалтинговых компаний, на которых обязанность по раскрытию информации не будет распространяться, считают эксперты. По подсчетам Дмитрия Лимаренко, аудиторы лишатся половины доходов, которые сейчас приходятся на консалтинговые услуги, то есть 25 млрд руб.