Минэкономразвития рекомендует государственно-частные партнерства лишь кредитоспособным регионам

Минэкономразвития рекомендует государственно-частные партнерства лишь кредитоспособным регионам

01.10.2013 Центр развития ГЧП и Минэкономразвития разработали для регионов рекомендации по использованию механизма ГЧП (опубликованы на сайте министерства). Это подробная инструкция: какие нужны программные документы, как определить отрасли для проектов, что предусмотреть в местном законодательстве и как управлять уже запущенными проектами.

Рекомендованы приоритетные отрасли: транспорт, ЖКХ и социальные объекты. Соглашение с частником лучше заключать на срок не менее трех лет и вкладывать не более 75% необходимых средств, но не менее 200 млн руб. для региональных проектов и не менее 50 млн для муниципальных. Слишком маленькие проекты невыгодны из-за высоких издержек.

Документ подробно описывает сложности и риски. При отборе проекта «влияние политических сил» может привести к неверным решениям, снижающим эффективность инвестиций. Сохраняется неопределенность в законодательстве. На федеральном уровне предусмотрены только концессии, большинство регионов приняли законы о ГЧП, но отдельные положения соглашений могут противоречить федеральному законодательству. Предполагалось, что эту проблему устранит готовящийся законопроект о ГЧП, но версия документа ко второму чтению в Думе вообще не упоминает региональные законы.

Однако главная проблема — финансирование. Для развития ГЧП нужна взвешенная бюджетная политика, говорится в рекомендациях: придется принимать долгосрочные обязательства. В некоторых проектах, чтобы обеспечить доход инвестора, на стадии эксплуатации потребуются платежи из бюджета, а это увеличит общую нагрузку на регионы.

ГЧП позволяет привлечь дополнительные средства на развитие инфраструктуры, но только если регион — «кредитоспособный заемщик», пишут авторы рекомендаций.

В рейтинге регионов по готовности к ГЧП одним из трех критериев было наличие кредитного рейтинга, присвоенного одним из трех международных агентств. Кредитный рейтинг имеют более 60 регионов. Но не ясно, что имеется в виду под «кредитоспособным заемщиком», замечает Карен Вартапетов из S&P. Часто под высокой кредитоспособностью подразумевается рейтинг на инвестиционном уровне, продолжает он: в портфеле S&P таких всего пять — Москва, Санкт-Петербург, Башкирия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Рост обязательств регионов по ГЧП скорее всего будет трактоваться как рост долга, объясняет Вартапетов: сейчас, правда, он невысок — около 22% доходов регионов.

Чтобы избежать чрезмерной нагрузки на бюджеты из-за большого количества проектов, будет предусмотрена система оценки эффективности проектов, успокаивает предправления Центра развития ГЧП Павел Селезнев, появится мониторинг исполнения соглашений. Регионы не боятся, а наоборот, вздохнули с облегчением, ознакомившись с рекомендациями, говорит Селезнев: рекомендации ничего не навязывают. Развитие ГЧП по-прежнему непаханое поле, вздыхает высокопоставленный региональный чиновник: главная проблема — недоработки в регулировании на федеральном уровне.