Минэкономразвития не готово дать свободу проектам государства и частного бизнеса

Минэкономразвития не готово дать свободу проектам государства и частного бизнеса

24.09.2013 В распоряжении «Ведомостей» оказалась обновленная версия законопроекта об основах государственно-частного партнерства (ГЧП), подготовленная в правительстве ко второму чтению документа в Госдуме. Сейчас этап согласований и консультаций — процесс идет тяжело, сообщил замруководителя аппарата думского комитета по собственности Игорь Фролов. Документ должен быть принят Госдумой до конца осенней сессии, говорил замминистра экономического развития Сергей Беляков.

Чиновники намерены предельно жестко регламентировать ГЧП: в проекте появился перечень разрешенных форм. Решение уточнить их было принято на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, следует из протокола совещания (копия есть у «Ведомостей»).

В проекте описано 11 моделей: какое имущество и на каких правах государство передает частнику, на каких условиях частник возвращает его и работает в проекте. Кроме того, документ разрешает использовать концессии и другие формы, предусмотренные федеральными законами или постановлениями правительства.

Из проекта фактически выпали региональные законы, отмечает партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов. Изначально Минэкономразвития хотело разработать федеральный закон о ГЧП именно для того, чтобы снизить риски для региональных проектов. Свои законы приняли 69 регионов, но на практике большинство из них не работает — есть риск противоречий с федеральным законодательством. Например, в Пермском крае закон о ГЧП был оспорен прокуратурой, так как на федеральном уровне не определено, что такое ГЧП.

Предполагается, что документ не запретит использовать модели, не указанные в законе, замечает Евгения Зусман из Vegas Lex, а регионы получат шпаргалку с формами ГЧП, которые уже применяются на практике. Главное, чтобы перечень не был закрытым, указывает она. Формально список открытый, замечает Долгов, но модели соглашений, не предусмотренные законом, придется утверждать в новых федеральных законах или постановлениях правительства, а это долго и трудно. Уже есть пример Санкт-Петербурга, напоминает он: несмотря на то что городское законодательство о ГЧП считается одним из самых развитых, под каждый проект одобрялась новая форма. В законе невозможно учесть специфику каждого проекта, объясняет менеджер компании, занимавшейся ГЧП в Санкт-Петербурге: чтобы построить оптимальную модель финансирования и распределения рисков, нужна гибкость.

В проекте нет форм соглашений, которые предусматривают использование частным партнером своего, а не государственного имущества, указывает Долгов, например, частнику может быть выгодно строить объект на собственной земле. Такое партнерство актуально при строительстве свалок, приводит пример Долгов: мощности многих из них исчерпаны, а собственники соседних земель готовы размещать отходы, если государство обязуется направлять мусор на их свалки.

Не предусматривает проект и операторские соглашения, говорит Долгов, а они уже используются. Например, операторское соглашение на обустройство и эксплуатацию 400 км трассы М4 «Дон»: государство вместе с «Мостотрестом» вложит 6,6 млрд руб. в обустройство построенной дороги, а компания будет содержать ее в течение 10 лет.

Главное — не формы участия в ГЧП, а желание госзаказчиков повышать качество услуг в партнерстве с частником, считает предправления Центра развития ГЧП Павел Селезнев: «Если в ближайшие 10 лет будут использованы хотя бы три формы из перечня — это будет прорыв». В России без типовых форм нельзя, уверен сотрудник компании, занимавшейся концессионным проектом, — если официально не утвердить разрешенные виды соглашений, чиновники в регионах будут по-прежнему бояться запускать проекты.