09.10.2013
На инфраструктурные проекты можно было бы направить до 40% фонда национального благосостояния (ФНБ), заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев: «Но это пока только видение, вопрос сейчас обсуждается».
Сейчас средства ФНБ можно направить только на три проекта президента Владимира Путина: модернизацию БАМа и Транссиба, высокоскоростную железную дорогу Москва — Казань и Центральную кольцевую автодорогу — на каждый положено по 150 млрд руб.
С учетом этих 450 млрд руб. в рублевые активы будет вложено 40% средств фонда, это предел, больше в рублевые активы вкладывать нельзя. А если планку поднять до 50%, вырастут риски, предупреждал министр финансов Антон Силуанов: ФНБ может понадобиться для подстраховки пенсионной системы.
Средства ФНБ размещаются на депозитах Внешэкономбанка и инвестируются в наиболее надежные иностранные гособлигации. Сейчас во Внешэкономбанке лежит 474 млрд руб. и $6,25 млрд.
Минэкономразвития предлагает не учитывать деньги, которые размещены на депозитах Внешэкономбанка, в составе 40%, отведенных для рублевых активов. «Это другой финансовый инструмент с высокой степенью надежности», — считает министр. Если использовать такую методологию, то в российские активы можно было бы вложить до 1,2 трлн руб. из ФНБ, подсчитал Улюкаев, и к уже объявленным трем добавить другие проекты.
Претенденты есть. Сейчас обсуждается поддержка высокотехнологичных производств, рассказал замминистра экономического развития Андрей Клепач: это судостроение, авиастроение, космос, производство композитных материалов. Это могли бы быть проекты со сроками возврата средств от 7 до 15 лет и с меньшими рисками, чем уже заявленные три, подчеркнул Клепач: те мегапроекты могут еще и подорожать.
Есть предложение использовать средства ФНБ и для развития Московского авиаузла, рассказал Улюкаев. Обсуждается и выделение 100 млрд руб. из ФНБ «Россетям» на дальневосточные проекты, еще на 100 млрд руб. из ФНБ претендовала «Русгидро».
По словам чиновника Минфина, также рассматриваются зарубежные проекты «Росатома», поступали заявки на использование средств ФНБ в проекте комплексного освоения тувинских угольных месторождений и строительства дороги Кызыл — Курагино, а также для финансирования Ангаро-Енисейского кластера.
Главное, чтобы проекты окупались и соблюдалась планка в 40%, реагирует чиновник Минфина.
Вряд ли Минфин согласится изменить подход и не учитывать средства на депозитах во Внешэкономбанке — слишком сильно вырастут риски, продолжает собеседник «Ведомостей». В кризис средства ФНБ шли на поддержку проблемных предприятий именно со счетов во Внешэкономбанке, напоминает гендиректор Центра развития Наталья Акиндинова. Инвестировать в новые проекты можно будет, когда начнет возвращаться вложенное. Например, в конце 2014 г. высвободятся $5 млрд, которые использовались для антикризисных мер, говорил Силуанов. А пополнения ФНБ в ближайшие три года не ожидается, указано в пояснительной записке к проекту бюджета (см. график).
В ФНБ должны зачисляться нефтегазовые доходы, но по бюджетному правилу приоритет у резервного фонда. Только когда он достигнет 7% ВВП (сейчас — 4,3%), деньги можно направить в ФНБ и на инфраструктурные проекты. В 2012 г., когда правило только вводилось, Минфин ожидал, что это случится в 2016 г., сейчас — не ранее 2020 г.
Несмотря на сложную ситуацию в бюджете, подход к средствам ФНБ выглядит недостаточно ответственным, замечает Акиндинова: проекты отбираются кулуарно, многие недостаточно просчитаны. Например, РЖД ожидала, что на средства ФНБ государство выкупит ее привилегированные акции, а Минфин настаивает на выпуске облигаций (см. статью на стр. 13).
Средства ФНБ можно использовать для развития, главный вопрос — качество проектов, тогда это позволит поддержать долгосрочный экономический рост, указывает Акиндинова. А краткосрочный эффект дадут любые вложения, добавляет она: «Улюкаев же обещал подать в отставку, если не добьется роста ВВП в 3%».