28.08.2013
Вчера в Высшем арбитражном суде (ВАС) началось рассмотрение спора трех компаний (Renault — «Автофрамос», «Вольво Восток» и «Орифлэйм косметикс») с ФНС. Они обжаловали часть приказа службы, определяющего форму уведомления о сделках, трансферные цены которых налоговики могут контролировать. Пока началось предварительное рассмотрение, основное заседание в ВАС назначено на 9 сентября.
ФНС требует раскрывать гораздо больший объем информации, чем предусмотрено Налоговым кодексом, говорит партнер Goltsblat BLP Евгений Тимофеев (представляет интересы всех трех компаний). Например, по кодексу компания должна сообщить службе лишь название и ИНН контрагентов, а по приказу ФНС — еще и всевозможные коды идентификации, страну регистрации и многие другие данные, рассказывает Тимофеев. Представитель ФНС отказался от комментариев.
Крупные компании могут совершать по нескольку контролируемых сделок в день и по действующим правилам им придется предоставлять подробную информацию по каждой поставке, поясняет руководитель департамента налогового консалтинга «МЭФ-аудита» Татьяна Кулаевская. Бизнес жаловался, что подготовить документы крайне трудно. Например, упростить отчетность просили в письме премьеру Дмитрию Медведеву президент «Роснефти» Игорь Сечин, предправления «Лукойла» Вагит Алекперов и гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков (о нем сообщало агентство «Интерфакс»). Количество контролируемых операций исчисляется сотнями тысяч, а объем документов, которые нужно предоставить в налоговые органы, — миллионами листов, возмущались руководители нефтяных компаний.
Срок подачи уведомлений уже был перенесен с мая на конец ноября. «Газпром нефть» готовится к предоставлению ФНС необходимых документов, они будут поданы в предусмотренные законом сроки, сообщил представитель компании. Его коллеги из «Роснефти» и «Лукойла» вчера вечером на звонки не отвечали.
Вклад в упрощение процедуры уже внес Минфин. В своем письме (от 16 августа) он разъяснил процедуру объединения операций в группы: предмет сделки имеет второстепенное значение, главное — вид деятельности и рентабельность. Если подход к исчислению рентабельности идентичен, то сделки по таким товарам можно объединить.
Рынок ждал такого разъяснения, радуется партнер PwC Светлана Стройкова, напрямую из Налогового кодекса это не следует, чем и пользовались налоговые органы. Доходило до абсурда, вспоминает Стройкова: чиновники предлагали отдельно определять принципы ценообразования для разных видов бензина и топлива. Это очень сложно, говорит она: вместо бизнеса пришлось бы заниматься отчетностью.