17.05.2013
ЦБ предлагает на ближайшие годы установить для инфляции допустимый коридор колебаний — от 3 до 6% в год
Центробанк предложил правительству новый подход к установлению ориентира по инфляции — 4,5% на ближайшие 2-3 года с допустимым отклонением в 1,5 процентного пункта в ту или иную сторону, рассказал зампред ЦБ Сергей Швецов. Допустимость отклонения в 1,5 п. п. позволит «поглощать шоки», не зависящие от монетарных факторов, объяснил он (цитаты по «Прайму»), добавив, что инфляционный коридор в 2-3 п. п. — нормальная мировая практика.
Сейчас ЦБ ежегодно устанавливает себе цель не по размеру инфляции, а по ее снижению — на год и следующие два: в 2013 г. — до 5-6%, в 2014 и 2015 гг. — до 4-5%, говорится в «Основных направлениях денежно-кредитной политики». Швецов считает достижение 6% в этом году и 5% в следующем вполне реальным.
Нынешний прогноз инфляции на 2014-2015 гг. никак не противоречит новому ориентиру ЦБ, отметил замминистра экономического развития Андрей Клепач.
Нет смысла ни в таком индикаторе, ни в таком коридоре, считает чиновник аппарата правительства. Впрочем, с предложениями ЦБ он не знаком, добавил собеседник «Ведомостей». Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова переадресовала вопрос к первому вице-премьеру Игорю Шувалову. В секретариате Шувалова, говорит его представитель, предложений ЦБ не видели.
Хорошо, что ЦБ предлагает четкий ориентир на 2-3 года, это повысит предсказуемость, считает Сергей Дробышевский из Института Гайдара. Обычно рынок ориентируется на верхний диапазон коридора инфляции. Однако в новом ориентире есть и риски, рассуждает Дробышевский: «По сути, это отказ от [программы] снижения инфляции: коридор в 2-3 п. п. нормален, когда его середина — 2-3%». Для России же установление такого коридора без обещаний снижать инфляцию противоречит предыдущим установкам ЦБ, полагает он.
Кроме того, экономика-нефтеэкспортер более уязвима к внешним шокам, а ситуация в мире на ближайшие 2-3 года слишком неопределенная и установление цели на такой срок может оказаться чересчур жестким решением, продолжает Дробышевский. «Трудно установить ориентир на три года. А если потом придется от него отказываться, то зачем устанавливать? Отказ приведет к снижению доверия», — предупреждает он.
Главная цель инфляционного таргетирования — чтобы население и экономические агенты поверили, что в долгосрочном плане инфляция будет на определенном уровне, говорит Максим Орешкин из «ВТБ капитала». Цель в 4,5% для России он считает вполне адекватной: «С одной стороны, это довольно низкий уровень, с другой — позволяющий проходить структурным изменениям, т. е. когда одни товары дорожают быстрее, чем другие». Переход Центробанка от ежегодной цели на среднесрочную с более широким коридором допустимых колебаний ставит его в более комфортное положение, позволяющее делать его политику более гибкой, считает Орешкин. «Что важно — изменение цели на 2014 г., где верхняя планка — 5%: тогда можно, например, проявить больше гибкости в этом году, а в следующем сделать политику жестче», — говорит Орешкин, но сомневается, что такое предложение ЦБ вызвано какими-то текущими целями.
Новый подход не изменит саму политику ЦБ, полагает Дробышевский, «это обыкновенный переход к инфляционному таргетированию», завершить который ЦБ планирует к 2015 г.
Коридор колебаний позволит не реагировать на временные шоки — например, резкого роста продовольственных цен, продолжает Орешкин: «Текущий уровень инфляции (7,2% на 13 мая, по данным ЦБ. — “Ведомости”) связан не с избыточным спросом, а с удорожанием продовольствия из-за прошлогодней засухи, но если сейчас продовольствие дорожает на 8%, то к концу года темп роста его цен может замедлиться до 3%». Реагировать на временные немонетарные шоки изменением процентной политики бесполезно.
Есть еще такой немонетарный фактор инфляции, как тарифы естественных монополий, дорожающие в 2-3 раза быстрее инфляции, указывал ранее Швецов: из-за этого ЦБ, отвечающему за индекс потребительских цен в целом, приходится сильнее корректировать ту часть инфляции, которой он может управлять.
ФРС США, Европейский ЦБ, Банк Англии ставят долгосрочную цель по инфляции в 2%, такую же цель поставил Банк Японии. На 2013 г. ФРС прогнозирует инфляцию в 1,3-1,7%, на 2014 г. — в 1,5-2%, ЕЦБ — в 1,2-2 и 0,6-2% соответственно. Банк Англии ожидает, что к середине 2014 г. инфляция с высокой степенью вероятности может превысить 4%.