25.07.2013
У Минэкономразвития есть план, как ускорить рост экономики. Нужно предложить государственные деньги в разных видах: кредиты, госгарантии, средства ФНБ и проч.
«Ведомостям» удалось ознакомиться с подготовленным в Минэкономразвития планом мероприятий по повышению темпов роста экономики. Сегодня министр экономического развития Алексей Улюкаев представит этот план на заседании правительства, сообщил представитель министерства.
В повестке заседания такой вопрос есть, подтвердила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. В план добавлены и предложения Минфина, это будет совместный доклад двух министров, рассказал федеральный чиновник.
В плане Минэкономразвития 24 пункта в пяти разделах: развитие малого и среднего предпринимательства; повышение инвестиционной активности; повышение доступности банковского кредитования; улучшение делового климата; развитие реального сектора.
Ускорять экономику предложено в основном за счет разных форм бюджетной и кредитной поддержки. В экономике — разрыв: фактический выпуск меньше возможного, говорил Улюкаев, а значит, монетарно-фискальное стимулирование способно помочь ускорить рост. «В принципе, применение их [мер денежного стимулирования] осмысленно», — сказал Улюкаев «Интерфаксу».
Будучи первым зампредом ЦБ, Улюкаев уверял, что фактический выпуск соответствует потенциалу. Фраза о соответствии выпуска потенциалу до марта содержалась и в заявлениях ЦБ после ежемесячных заседаний по ставкам. Занявшая в июне пост председателя ЦБ Эльвира Набиуллина также сообщала, что разрыв выпуска в экономике есть.
Малому и среднему бизнесу Минэкономразвития предлагает расширить кредитование — путем совершенствования законодательства о секьюритизации, создания федерального гарантийного фонда, использования для обеспечения кредитов фонда национального благосостояния (ФНБ).
Отдельно малому бизнесу предложено продлить льготы по страховым взносам на 2014-2017 гг. и расширить доступ к госзаказу. К сентябрю предполагается создать механизм, позволяющий ЦБ рефинансировать банки под залог бумаг, обеспеченных кредитами малому и среднему бизнесу.
Минфин пока не согласовал продление льгот малому бизнесу, знают два чиновника Минфина. Зато Минэкономразвития и Минфин договорились, что госкомпании будут платить дивиденды по МСФО, говорит высокопоставленный сотрудник Минфина: с 2014 г. — минимум 25% чистой прибыли по МСФО, с 2016 г. — 35%.
План Минэкономразвития предполагает также разработать к 15 сентября механизм вложения средств ФНБ в инвестиционные проекты, а к октябрю — правила и критерии отбора проектов. К декабрю Минэкономразвития, Минфин, Минтранс, Минэнерго и Минпромторг должны согласовать перечень системообразующих проектов, которые будут стимулировать экономический рост и которые будут профинансированы из ФНБ и пенсионных накоплений. К декабрю же должен быть подготовлен закон, предоставляющий налоговые льготы физическим лицам, инвестирующим в акции и облигации российских компаний.
Раздел «Улучшение делового климата» ограничен двумя пунктами — совершенствованием «дорожных карт» и деофшоризацией российского бизнеса.
Поддержка реального сектора заключается в ограничении роста тарифов на 2014-2016 гг., субсидировании отдельных отраслей (в том числе автопрома) в связи с вступлением в ВТО, разработке перечня продукции, закупать которую государство сможет только у стран Единого экономического пространства.
Концептуально позиции согласованы, но отдельные вопросы еще могут уточняться, говорит представитель Минфина. Некоторые меры, например налоговые льготы для инвесторов — физических лиц, уже записаны в разных планах, поручениях и программах, сообщает федеральный чиновник: «Что касается краткосрочных мер, то, похоже, это все, на что способно правительство».
Фокус на малый и средний бизнес как сферу, способную вытянуть экономику, правильный, одобряет главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов: «Однако предлагаемые меры направлены лишь на компенсацию так называемых необсуждаемых барьеров для бизнеса, связанных с неэкономической деятельностью правительства — административным бременем, силовым давлением на предпринимателей и т. д.».
Фискальный стимул, по расчетам Центра развития Высшей школы экономики, может принести ощутимый, но короткий эффект: бюджетная поддержка в размере 1% ВВП может ускорить рост экономики на 0,7 процентного пункта в первый год, на второй год эффект сокращается до 0,3 п. п. и потом пропадает.
Количественное смягчение в отличие от США, где высок долг и необходимы ресурсы и средства для расчистки балансов банков, для России не очень актуально, замечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: «Финансирование инфраструктурных проектов эффект для роста экономики, безусловно, даст, но прочие монетарные меры лишь трансформируются в ускорение оттока капитала». Если уж давать льготы, субсидии и т. п., лучше увязать их с повышением производительности труда, стимулирование ее роста — это могло бы реально помочь экономике, заключает Орлова.