22.10.2013
В течение 2014 г. накопительные взносы могут быть разморожены, следует из правительственного законопроекта. Но чиновники считают, что этого не произойдет
В следующем году накопительные взносы могут получить лишь те негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые войдут в систему гарантирования. Управляющие компании (УК), включая госкорпорацию Внешэкономбанк, должны для этого получить разрешение мегарегулятора работать с обязательными пенсионными накоплениями. Это следует из текста внесенного правительством в Госдуму законопроекта. В ином случае 6% накопительного взноса переводятся в страховую часть пенсии.
Но предполагается, что НПФ и УК возобновят работу с накоплениями не ранее 2015 г., говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, поэтому все 243,9 млрд руб. взносов за 2014 г. останутся в Пенсионном фонде, на эту сумму сократится бюджетный трансферт. Таким образом, к работе с этими деньгами не допустят даже Внешэкономбанк. Законопроектом о гарантировании предполагается, что на вход в эту систему НПФ отводится от полугода до двух лет, однако мегарегулятор может сократить минимальный срок.
Ранее чиновники говорили, что к работе с накопительными взносами НПФ и УК будут допущены по мере их акционирования и вхождения в систему гарантирования. Они допускали, что это может произойти и в течение 2014 г.
«По нашим оценкам, некоторые фонды сделают это за полгода, и тогда они сразу получат деньги назад, — отмечал замминистра финансов Алексей Моисеев. — Их средства будут отправляться в распределительную часть, пока они не произведут внутреннюю реформу. Мы предполагаем, что средний срок решения всех проблем фондов — 2014 год, некоторые могут справиться за первое полугодие следующего года. Мы ожидаем, что в 2015 г. система уже будет работать нормально». Соответственно, НПФ, которые смогут получить лицензию в первой половине 2014 г., сразу получат средства назад, добавил он.
Есть основания оспорить формулировку замораживания, полагает партнер юрфирмы Taxadvisor Дмитрий Костальгин: можно говорить о злоупотреблении законом. Норма изначально построена так, что не предусматривает никакой реализации права выбора (ст. 32 закона о пенсионном страховании говорит о праве застрахованного передать свои накопления в НПФ). Исход судебного разбирательства оценить сложно, но по крайней мере в отношении добровольных взносов по программе софинансирования шансы на успех выше, считает Костальгин (эти взносы также не идут в НПФ, их инвестирует ПФР). Это повод для процесса в Конституционном суде, считает адвокат Вадим Прохоров. Правда, разбирая в 2007 г. дело об исключении из системы накопления граждан старше 1967 года рождения и о направлении их накопительных взносов в страховую часть пенсий, Конституционный суд нарушений не обнаружил, напоминает Костальгин. Но иски готовятся: об их сборе уже объявил депутат Госдумы Геннадий Гудков, вчера такую же кампанию инициировал основатель фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный.
Продлевается до 31 декабря 2015 г. право выбрать размер отчислений в накопительную часть — 0 или 6%. Людям, за которых с 2014 г. страховые взносы начнут уплачиваться впервые, отводится на выбор пять лет. При этом по умолчанию — пока выбор не сделан — накопительный взнос будет поступать в страховую часть.
Направлять 6% можно как в негосударственные пенсионные фонды и частные УК, так и в государственный Внешэкономбанк, аккумулирующий сейчас взносы молчунов.
У людей, уже выбравших в этом году размер накопительной части в 2% (выбор 2 или 6% предполагался ранее), этот взнос поступает в страховую часть. Порядок такой же, что и для 6%, если НПФ, УК или Внешэкономбанк не войдут в систему гарантирования в течение года. А если войдут, то 2% все равно не останется, говорит представитель Минтруда. Юридически с 2014 г., со вступлением в силу нового закона, взноса в 2% не существует вообще, объясняет он. Граждане, выбиравшие в этом году между 2 или 6%, могут сделать новый выбор — 0 или 6% — в течение 2014-2015 гг., отмечает чиновник Минтруда.
Разумеется, в 2014 г. никто проверку не пройдет — ведь министерствам еще год понадобится на то, чтобы подготовить подзаконные акты, разъясняющие фондам, как проходить экзамен в Центробанке, отмечает президент НПФ «Лукойл-гарант» Сергей Эрлик. Сейчас фонды не знают даже, какую заявку подать, какой объем документов предоставить и каким требованиям им придется соответствовать, говорит Эрлик. Даже при большом желании нельзя ускорить процесс, месяц уйдет на межведомственное согласование, еще на несколько месяцев все зависнет в Минюсте, скептичен он. А вот сами фонды затягивать процесс уже не будут, уверяет он, надежные и крупные пройдут тест очень быстро — это признает и сам Центробанк.