25.11.2013
Комитет экспертно-консультативного совета (ЭКС) Росимущества по приватизации крупных госкомпаний подготовил отзыв (опубликован на сайте Росимущества) на законопроект Следственного комитета России (СКР) о наделении правоохранительных органов дополнительными полномочиями для контроля за приватизацией.
Росимущество создало ЭКС месяц назад. Одна из его функций — подготовка для ведомства экспертных заключений по различным инициативам в области управления госимуществом, сказано на сайте Росимущества. ЭКС состоит из девяти комитетов, а комитет по приватизации крупных активов возглавляет бывший начальник экспертного управления президента Илья Ломакин-Румянцев.
СКР беспокоит, что государство недополучает доходы от продажи имущества из-за незаконного ограничения конкуренции на торгах. Доходы от приватизации должны стать одним из источников покрытия дефицита бюджета в ближайшие годы. Регионам и муниципалитетам также рекомендовано активнее продавать имущество.
СКР предлагает дополнить Уголовный кодекс статьей «Незаконные действия при приватизации государственного и муниципального имущества». По ней сотрудники Росимущества, других органов власти и организатора торгов (например, инвестбанка) могут быть лишены свободы на шесть лет за неправомерное ограничение конкуренции. В законе о приватизации предлагается прописать обязанность претендентов на госактивы раскрывать МВД своих аффилированных лиц и бенефициаров. Участие аффилированных структур в торгах станет незаконным. Для выявления нарушений предлагается наделить МВД правом проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении участников приватизационной сделки.
Вводить в Уголовный кодекс новый состав преступления и править закон об оперативно-розыскной деятельности не нужно, считает комитет Ломакина-Румянцева. Бороться с коррупцией при приватизации они позволяют и сейчас, в том числе проводить оперативно-розыскные мероприятия. Возбуждать дела и наказывать можно, например, по статьям «Мошенничество», «Присвоение и растрата», «Причинение имущественного ущерба путем обмана», «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», говорится в отзыве комитета.
Запрещать участие в торгах аффилированных лиц не всегда целесообразно, пишут эксперты. Иногда государство продает миноритарный пакет, который интересен только контролирующим собственникам. А при одном претенденте торги признаются несостоявшимися, и их повторная организация увеличивает расходы Росимущества. Участие аффилированных структур станет бессмысленным, если узаконить аукционы и конкурсы с одним участником при отсутствии обоснованных жалоб от других претендентов, не допущенных к торгам. Если же к торгам допущено несколько реальных участников, то участие аффилированных структур бессмысленно уже сейчас.
Не видят смысла эксперты и в раскрытии претендентами на госимущество своих реальных собственников и аффилированных лиц. Это приведет лишь к появлению новых легальных способов сокрытия аффилированности и досрочного перехода прав на приватизируемые активы. Например, через агентские и залоговые схемы, акционерные соглашения по зарубежному праву, банкротство покупателя.
Законопроект СКР не учитывает разницу между приватизацией больших и малых активов, пишет комитет. В первом случае решения принимаются в правительстве и вряд ли нужен подобный контроль. Что касается малой приватизации, то, например, проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении всех сделок потребует создания в МВД отдельного подразделения, а значит — дополнительных расходов бюджета, поэтому идею нужно согласовывать с Минфином, отмечает Ломакин-Румянцев.
Это экспертное мнение, а не официальная позиция Росимущества, подчеркивает сотрудник Росимущества: «Идет обсуждение. Мы знакомим коллег, в том числе внутри ЭКС, с разными точками зрения». Официального заключения Росимущества и не требуется, замечает другой сотрудник агентства: проект должен быть внесен на согласование в Минэкономразвития, а этого пока не произошло (представитель министерства подтверждает это).
Счетная палата поддерживает проект, у Федеральной антимонопольной службы — технические замечания, МВД документ не согласовало, говорили их представители. Сотрудник СКР знает, что замечания от Росимущества его ведомство не получало.
За последние несколько месяцев это третья инициатива СКР по ужесточению контроля за бизнесом. Президентский законопроект о возврате правоохранительным органам возможности возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без санкции ФНС уже в Госдуме. На согласовании в ведомствах законопроект об ужесточении борьбы с налоговой оптимизацией.
Законопроект о приватизации антиинвестиционный, считает федеральный чиновник. Концептуально он правильный, уверен руководитель Центра финансовых расследований Сергей Лесничий: бороться с изощренными схемами вывода активов или их скупки по дешевке можно только с помощью оперативно-розыскных мероприятий. Проводить их при приватизационных сделках можно и сейчас, согласен Лесничий с экспертами, но, если отдельно в законе прописать такие обязанности правоохранительных органов, МВД может действовать более эффективно.