06.09.2013
Правительства России и Белоруссии провели первую официальную встречу после начала скандала вокруг "Уралкалия". Позиция Москвы, несмотря на усугубление ситуации Минском, остается сдержанной. Из четких угроз со стороны вице-премьера РФ Аркадия Дворковича до сих пор звучит лишь ограничение поставок нефти. Но против выступают российские нефтяники, в первую очередь давний оппонент вице-премьера, глава "Роснефти" Игорь Сечин. Источники "Ъ" говорят, что в итоге президент Владимир Путин может остановить нефтяную войну. Ситуация, как и в отношении претензий к белорусскому молоку, должна проясниться в течение недели.
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович вчера обсудил с первым заместителем премьер-министра Белоруссии Владимиром Семашко ситуацию вокруг "Уралкалия", в том числе арест гендиректора компании Владислава Баумгертнера 26 августа и обвинения в адрес ее владельца Сулеймана Керимова. Как говорится в официальном сообщении, чиновники затронули вопрос поставок нефти в Белоруссию в четвертом квартале, которые должны быть значительно снижены. При этом господин Дворкович подтвердил планы поставить в Белоруссию в 2013 году лишь 18,5 млн т нефти.
Первой о сокращении поставок нефти в белорусском направлении 28 августа сообщила "Транснефть". Ссылаясь на предаварийную ситуацию на нефтепроводе "Дружба", монополия объявила, что 200 тыс. т нефти недополучат в сентябре Мозырский и Новополоцкий НПЗ. Вчера в компании сообщили "Ъ", что ремонт еще не начат и нефть поставляется пока в прежнем объеме по графику на третий квартал.
Днем позже с более резким заявлением выступил господин Дворкович. Он перечислил ряд мер экономического давления, на которые готова Россия в отношении Белоруссии, в том числе сокращение поставок нефти. Вице-премьер пояснил, что при согласовании баланса на четвертый квартал Москва будет исходить из "ранее заявленного объема". С начала года Россия настаивала на экспорте 18,5 млн т, однако при расчете объема поставок в течение первых трех кварталов стороны исходили из желаемых Белоруссией 23 млн т. По данным источников "Ъ", объем прокачки за январь—сентябрь составит 15,4 млн т. Таким образом, поставки по трубопроводу в четвертом квартале сократятся на 40%, до 3,1 млн т, что соответствует объему собственного потребления Белоруссии (см. "Ъ" от 30 августа).
Однако российские компании намечающаяся нефтяная война отнюдь не порадовала — в неофициальных беседах они прямо говорили, что не хотят сокращать поставки в Белоруссию. Дочерним структурам нефтекомпаний принадлежит половина произведенных там нефтепродуктов, говорят источники "Ъ". Кроме того, в обмен на поставки нефти Белоруссия должна вернуть России в течение 2013 года 3,3 млн т нефтепродуктов (в том числе 2,1 млн т бензинов), но договоренности нарушаются даже сейчас с учетом текущих поставок, что является одной из причин недавнего дефицита на топливном рынке.
Вслух заявить свой протест решился только давний оппонент Аркадия Дворковича, глава государственной "Роснефти" Игорь Сечин,— зато не единожды и совершенно недвусмысленно, подчеркнув, что компания в сентябре не собирается сокращать поставки. Другие нефтяники высказываются осторожнее, они лишь говорят, что "пока так и неясно, действительно ли будут сокращены поставки с октября". "Никаких документов от компетентных ведомств не приходило и никакие планы не обсуждались",— говорят источники "Ъ".
Один из собеседников "Ъ" утверждает, что Игорь Сечин сумел убедить президента Владимира Путина в необходимости отказа от сокращения поставок в Белоруссию. В Минэнерго не стали комментировать ситуацию. По словам источника в министерстве, решение будет принято 15 сентября, когда должен утверждаться график экспорта нефти на четвертый квартал.
Аналогичная неопределенность сохраняется и по другому направлению экономической войны — сельскохозяйственному. Вчера Аркадий Дворкович подтвердил, что у России есть претензии к качеству и безопасности белорусской продукции. Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, который также вчера встречался с представителями Минздрава Белоруссии, сообщил, что Россия взяла недельную паузу для принятия решения — закрывать ввоз белорусского молока или нет. Источники "Ъ" говорят, что "вопрос должен быть рассмотрен на самом высоком уровне на следующей неделе" и "все зависит от позиции белорусов". Во многом эта позиция прояснится сегодня, когда суд рассмотрит жалобу адвокатов Владислава Баумгертнера на арест топ-менеджера.
Анна Солодовникова, Светлана Ментюкова