17.10.2013
Как стало известно РБК daily, в систему гарантирования пенсий придется войти и тем НПФ, которые занимаются добровольным пенсионным страхованием. Соответствующее предложение правительство оформит в законопроект в дополнение к тому, который распространяет страховку только на фонды, работающие в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Исполнительный директор фонда «ПФ «Ингосстрах» (специализируется на добровольных программах) Марина Щуклинова ожидает от реализации этой инициативы дополнительной нагрузки на бизнес и потребителя.
Положение о необходимости застраховать пенсионные накопления в негосударственной системе появилось в законопроекте «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе ОПС» после обсуждения документа на заседании правительства 3 октября. Законопроект распространяет страховку только на фонды, участвующие в ОПС; в правительстве решили, что гарантии должны быть у всех клиентов НПФ. По итогам прошлого года в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) насчитывалось 6,7 млн застрахованных лиц.
Пока в законопроект, который уже направлен в Госдуму, внесена «закладка» — фраза о том, что условия и порядок гарантирования прав участников НПФ в рамках деятельности по НПО устанавливаются отдельным федеральным законом. Необходимость разработки самостоятельного законопроекта обусловлена тем, что деятельность фондов в рамках ОПС и НПО слишком разная, в том числе с точки зрения формирования обязательств перед клиентами.
Исполнительный директор НПФ «ПФ «Ингосстрах» Марина Щуклинова уверена, что подобная система гарантирования исполнения финансовых обязательств несет в себе дополнительную нагрузку на бизнес, что, безусловно, отражается на потребителе финансовой услуги. С другой стороны, по ее мнению, такой механизм стоит создать, чтобы соблюсти баланс интересов сторон: потребителя, НПФ и государства.
Пенсионный фонд «Ингосстрах» — небольшой фонд, специализирующийся исключительно на добровольных пенсионных программах для корпоративных и частных клиентов. По итогам первого полугодия 2013 года в фонде было 1243 клиента, из которых 177 уже получали пенсию. Пенсионные резервы фонда на дату 30.06.13 составляли более 214 млн руб.
«Каждый НПФ сегодня обладает системой «самострахования» — страховым резервом под обеспечение пенсионных обязательств по НПО», — отмечает Марина Щуклинова. Его размер не может быть менее 5% от меньшей из двух величин: размера резервов покрытия пенсионных обязательств (РППО) по состоянию на начало года и размера РППО по состоянию на конец года. «Дополнительные гарантии могут осуществляться через Банк России (подобно банковской отрасли) или через саморегулируемые организации (как это происходит на развитых рынках), — предполагает она. — Но при любом механизме такое гарантирование небесплатно для фондов — участников системы».
Для Марины Щуклиновой более предпочтительным вариантом был бы механизм гарантирования через СРО. «В этом случае фонды могут самостоятельно предъявлять требования к участникам системы, обеспечивая самоконтроль рынка», — поясняет она.
Как рассказал РБК daily один из разработчиков документа о страховании пенсий заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Ростислав Кокорев, механизм гарантирования прав клиентов НПО может отличаться от того, который предусмотрен для застрахованных лиц по ОПС. Например, часть функций может быть возложена на объединения участников пенсионного рынка, как это сделано сегодня на рынке страхования автогражданской ответственности. На базе Российского союза автостраховщиков (РСА) формируется компенсационный фонд, из которого осуществляются выплаты пострадавшим в ДТП, если у страховой компании, в которой была застрахована ответственность виновника происшествия, была отозвана лицензия или же она была признана банкротом. Фонд формируется за счет отчислений членов РСА — 3% от собранных страховых премий.
В целом участники рынка скептически отнеслись к идее правительства. По их мнению, создать систему гарантирования сложно, так как продукты НПО очень разнообразны (корпоративные, личные, паритетные программы). Также они указывают на наличие страховых резервов. Эксперты считают, что во многом уровень нагрузки будет зависеть от механизма создания страхового фонда. «Если формирование фонда будет происходить только за счет новых поступлений в рамках НПО, то для фондов эти затраты будут приемлемы, так как объем новых поступлений невелик», — полагает руководитель отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов «Эксперт РА» Павел Митрофанов.
По данным Службы Банка России по финансовым рынкам, объем пенсионных резервов на рынке за первое полугодие 2013 года увеличился лишь на 3,4%, с 758,1 до 783,7 млрд руб. (в этом увеличении заложен как приток новых средств, так и изменение стоимости активов резервов). «При таком сценарии экономика фондов, в том числе и небольших, выдержит появление расходов на гарантийную систему. Если же при запуске системы взносами обложат весь накопленный объем активов, то это может оказаться непосильным и для крупных корпоративных фондов, инвесторы и учредители которых окажутся неготовыми оплатить расходы на поддержание деятельности фондов», — пояснил г-н Митрофанов.
Для участников системы ОПС предусмотрено, что фонд формируется со всей суммы накоплений НПФ.