09.08.2013
Компаниям и их акционерам будет проще взыскивать убытки с директоров. У судей появится список дел, по которым установлена «презумпция недобросовестности» директора.
Пленум Высшего арбитражного суда (ВАС) принял постановление, в котором разъяснил судьям, как следует рассматривать дела о взыскании убытков с директоров. Документ (есть в распоряжении «Ведомостей») одобрен пленумом, но пока не подписан, говорит представитель ВАС.
Обычно акционерам и самой компании крайне сложно доказать, что они понесли убытки из-за неразумных или недобросовестных действий ее директора. 99% таких дел проигрываются, отмечает адвокат «Хренов и партнеры» Андрей Иванов. Юристы смогли вспомнить лишь два случая, когда суды признавали вину директора. Президиум ВАС отправлял на повторное рассмотрение несколько дел о претензиях к директорам, но ни одно не завершилось взысканием убытков, отмечает советник судебно-арбитражной практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Тугуши.
Теперь же ВАС перекладывает бремя доказывания невиновности на самих директоров, правда, не по всем спорам. В пяти случаях вводится «презумпция недобросовестности» директора: у него был конфликт интересов (кроме тех случаев, когда акционеры знали об этом и не возражали); он скрывал или давал неверную информацию о сделке; не получил необходимого одобрения у совета директоров или собрания акционеров; после увольнения удерживал материалы, объясняющие, почему компания понесла убытки; в момент заключения сделки знал или должен был знать о ее невыгодности. Невыгодными ВАС считает сделки, заключенные по цене значительно ниже рыночной или с заведомо ненадежным контрагентом (например, с фирмой-однодневкой). При этом директор не только должен учесть любую информацию о рисках, но и приложить все усилия, чтобы узнать о них.
«Это настоящая революция — теперь многие дела против директоров удастся выиграть», — радуется партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Кроме того, ВАС расширяет свободу усмотрения судей. Пока они применяют формальный подход, боясь отойти от буквы закона, объясняет управляющий партнер «Шиткина и партнеры» Ирина Шиткина, например, отсутствие формальной аффилированности со структурами, покупавшими по дешевке имущество компании, освобождало директора от компенсации убытков. Теперь же судьи смогут устанавливать аффилированность не только по содержащемуся в законе перечню случаев, подчеркивает Шиткина, директор мог передавать активы лицам, которые по закону с ним не аффилированы (например, падчерице), и суд признает его виновным.
Но постановление пленума может спровоцировать шквал исков к директорам, беспокоится Иванов. ВАС открывает ящик Пандоры, согласен партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. В постановлении слишком расплывчаты формулировки «действовал не в интересах юрлица» или совершал сделки на «заведомо невыгодных условиях», поясняет Степанов: «Учитывая наши суды и творческий ум коллег-юристов, можно ожидать расцвета исков о возмещении убытков». Непонятно, как суды будут определять, существенно ли цена сделки отклонилась от рыночной, отмечает Шиткина: «У судов Московского округа и дотационного региона будет разное понимание».
«Широкая свобода усмотрения суда не российская выдумка, мы лишь следуем подходам развитых европейских стран», — объясняет главный консультант управления частного права ВАС Александр Кузнецов. ВАС указал, что суды не должны оценивать экономическую целесообразность решений директоров, подчеркивает Кузнецов, «но нельзя игнорировать заведомо вредоносные действия».
Гендиректора российских компаний имеют большие права, чем их коллеги в Европе и США (если их полномочия специально не ограничены в уставе), говорит портфельный управляющий Swedbank Robur Rysslandsfond Елена Ловен. Они могут совершить значимую сделку без одобрения совета директоров, приводит пример Ловен: «Это значительно повышает риски для инвесторов в России».
Главное — чтобы постановление пленума применялось на практике не только для частных компаний, но и для государственных, говорит директор по инвестициям инвестфонда ТКБ BNP Paribas Investment Partners Владимир Цупров. «Подозреваю, директора госкомпаний совершают много сделок с аффилированными структурами, но у нас нет возможности получить объективную информацию, — сетует Цупров. — У менеджмента огромное количество способов скрыть это, инвестор может судить лишь по косвенным признакам».