12.12.2013
Минфин расставил оценки исполнения бюджета ведомствами в 2013 году.
По основным критериям исполнения федерального бюджета все ведомства правительства набрали чуть больше пятидесяти баллов из ста возможных. Такие выводы будут представлены сегодня Минфином на заседании правительства по вопросу исполнения бюджета за девять месяцев 2013 года. Виновным в посредственных показателях может оказаться сам Минфин — Минэкономики уже предъявило коллегам претензии в уравниловке при сокращении госрасходов, что привело к равномерному недофинансированию бюджетных строек.
Качество финансового менеджмента, осуществляемого министерствами и ведомствами по исполнению федерального бюджета в январе—сентябре 2013 года, по оценке Минфина, составило 59,6 балла из 100 возможных. Что в пятибалльной системе чуть лучше тройки. Это следует из отчетов Минфина и Минэкономики по итогам исполнения федерального бюджета и федеральных целевых программ, которые сегодня будут рассмотрены на заседании правительства. Минфин считает, что ведомства продолжают демонстрировать "низкое качество организации бюджетного процесса".
Оценка проводилась по семи категориям — среднесрочному финансовому планированию, исполнению бюджета в части расходов и доходов, отчетности, аудиту и исполнению судебных актов. Оценивался и кадровый потенциал экономических подразделений ведомств. Причем ведомства провалились по главным бюджетным дисциплинам — по выполнению плана по сбору доходов и выполнению утвержденных расходов. Сбор доходов по шкале Минфина оценен в 59,1 балла, что хуже прошлогодних 68,9 балла. В отличие от других показателей, этот Минфином детально не разъяснен, но представленная статистика скорее подчеркивает преимущества командного стиля в финансово-экономических вопросах перед либеральной моделью. Лучшими по сбору доходов в первой тройке признаны ФМС с результатом 99,8 балла, МВД (98,7 балла) и Федеральная служба исполнения наказаний (98,1 балла). Хуже всех показатели оказались у Госдумы, Минвостокразвития и Минспорта — эти ведомства набрали от 11 до 20 баллов.
Исполнение расходов тоже традиционно плохо — оно оценено в 47,1 балла. К осени только 18 главных распорядителей бюджетных средств смогли заключить контракты более 85% от плана. Не в последнюю очередь на низкую оценку повлияло плохое финансирование ФЦП — объемы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились с 53,7% до 46,8%. Но по версии Минэкономики, к этому привели прежде всего действия Минфина, который "при планировании исходит из сокращения в одинаковой пропорции расходов по всем программам". Как следствие, все расходы по ФЦП недофинансируются, а уточненные предложения по объемам бюджетных проектировок во многом готовятся формально. Минэкономики предупреждает, что то же самое повторится и в 2014 году, причина — авральное формирование бюджета 2014-2016 годов. Нынешняя практика приводит к утрате госзаказчиками "четкого понимания путей решения задач ФЦП, исчезает ответственность за достижение поставленных задач, так как любой срыв можно объяснить недостаточностью средств". Лишние проблемы исполнению ФЦП добавила и централизация определения достоверности сметной стоимости объектов капитального строительства в ФАУ "Главгосэкспертиза России".
Тем не менее Минэкономики согласно готовить предложения по завершению неэффективных ФЦП. По итогам девяти месяцев таковыми признаны четыре программы — "Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011-2015 годах", "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы", "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" и госпрограмма "Информационное общество (2011-2020 годы)".