26.11.2012
По итогам заседания Правительства РФ Денис Мантуров ответил на вопросы журналистов
Каковы перспективы развития малой авиации? Будет продолжение судьбы Ан-2 или появится другая техника?
Денис Мантуров: В части Ан-2 либо других типов самолетов, которые могут быть использованы, - мы уже много на эту тему говорили. С февраля месяца начинается программа ремоторизации с установкой либо нового, либо двигателя фирмы «Honeywell» с адаптацией кабины самолета и с новыми характеристиками. Право на проведение ремонта и ремоторизации получат порядка шести заводов на территории России, которые и будут обеспечивать эту программу.
Также в совместной рабочей группе с Министром транспорта России Максимом Соколовым мы рассматриваем и другие самолеты для использования на местных авиалиниях. Это чешские два проекта: «Evector» и «L-410», и ряд других проектов, которые отражены в нашей Госпрограмме в части субсидирования на сертификацию и адаптацию к российскому рынку. Но, естественно, все зависит от того заказа, который будет формироваться нашими российскими авиакомпаниями. Как я уже сказал, все эти вопросы мы обсуждаем в рамках рабочей группы с Министерством транспорта.
Денис Валентинович, уточните полный объем финансирования Вашей программы и как бы Вы прокомментировали заявление нового Министра обороны Сергея Шойгу по поводу качества и цен на выпускаемую продукцию?
Денис Мантуров: Что касается полного объема финансирования, то я думаю, что премьер намеренно не обозначил эти объемы. Я в своем докладе тоже их не упомянул, сказав только об индикаторах, которые мы должны достичь, для того, чтобы нам с Вами сегодня было что обсудить. Общий объем до 2025 года предполагается в размере 1,7 трлн. руб., из них 1,2 трлн. руб.- это средства федерального бюджета на реализацию Госпрограммы.
Что касается выступления Министра обороны, то, на самом деле, отчасти, замечания заслуженные, поскольку нам нужно активнее заниматься вопросами обеспечения качества и, как следствие, - повышения конкурентоспособности нашей продукции. Мероприятия, которые предусматриваются в Госпрограмме, в том числе нацелены на улучшение качества за счет модернизации наших предприятий и переход на новые системы и новый формат управления нашим производственным циклом. Это напрямую будет влиять на улучшение качества.
Другой вопрос Министра обороны касался цен. Цены растут с каждым годом. Это естественный процесс, поскольку присутствует момент, связанный с инфляцией. В Госпрограмме мы также учитываем и вопросы связанные со снижением себестоимости продукции, что естественно будет влиять на финальную цену. Чем меньше себестоимость и меньше затрат у производителей, тем больше, при сохранении разумной рентабельности, будет снижаться цена. На сколько и как это будет в динамике, сейчас сказать достаточно сложно. Это отдельный процесс и мы над этим будем работать.
Также Министр обороны сказал относительно назначенного ресурса. Это все-таки больше технический вопрос. Назначенный ресурс не дается летательному аппарату сразу, он нарабатывается. Невозможно получить назначенный ресурс с первого дня использования летательного аппарата, для этого должно пройти время.
Вопрос по крушению SSJ100 в Индонезии - есть ли какие-либо результаты расследования причин катастрофы? И еще один вопрос - в государственной программе нет 130 местного сегмента, будет ли он развиваться? А также скажите, пожалуйста, пару слов про привлечение частного капитала в отрасль.
Денис Мантуров: Начну с вопроса о 130-местном сегменте. Сегодня мы не можем закрывать всю линейку воздушных судов, необходимость применения которых есть как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Мы концентрируем свое внимание на развитии Суперджета - 95 и 110 мест, а также МС-21, базирующегося на 180-местной версии. Когда мы будем понимать, как сложится рынок к моменту выхода МС-21 уже на этапе сертификации, будем принимать решение. Поэтому сегодня мы говорим о том, что Государственная программа по развитию авиационной промышленности - это динамичный документ, который должен постоянно обновляться, в который будут вноситься определенные коррективы с учетом динамики рынка.
Что касается ситуации с расследованием причин катстрофы SSJ-100 в Индонезии, то, как и обещали наши коллеги, индонезийские власти - и они свое обещание исполнили - в середине октября был подготовлен отчет, который разослан всем участвующим в расследовании сторонам. Конечно, в первую очередь это Россия. По правилам ИКАО должно пройти 60 дней с момента получения отчета, и в середине декабря, если у других коллег не появится замечаний, будут оформлены официальные результаты расследования. Показательно то, что вчера официальные власти Индонезии валидировали сертификат на Суперджет, это говорит о том, что претензий к технике у индонезийских властей нет, и уже до конца года мы должны поставить первый самолет SSJ100 на индонезийский рынок.
О привлечении частных инвесторов в отрасль. Вы знаете, что мы в прошлом году рассматривали возможность выхода на рынок IPO, в частности «Вертолетами России» Но было принято решение не размещать акции, поскольку конъюнктура рынка нам подсказывала, что не пришло то время, когда можно реализовать акции по той цене, по которой рынок готов был принять наши предложения. Поэтому мы перенесли выход на IPO на более удобный период. Что касается проектов, например, тот же самый Суперджет. Это не только бюджетное финансирование, но и международный проект. Подтверждение этому - совместное предприятие с итальянской компанией «Alenia». Надеюсь также, что в ближайшем будущем мы будем также размещать акции ОАК. Не могу сказать точный год, но думаю, это будет как раз в рамках периода реализации нашей Госпрограммы.