21.05.2013
Передача полномочий по сбору страховых взносов от Пенсионного фонда России (ПФР) налоговой службе обсуждалась на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева по основным направлениям налоговой политики на ближайшие три года. Об этом «Ведомостям» рассказали три федеральных чиновника, знакомых с итогами совещания По их словам, Медведев эту идею поддержал и поручил проработать процедуру.
До 2010 г. сбором единого социального налога занималась ФНС (совместно с ПФР), но после его замены на страховые взносы эти полномочия полностью перешли к ПФР. О минусах передачи администрирования взносов говорилось еще во время реформы, вспоминает партнер юрфирмы Taxadvisor Дмитрий Костальгин, теперь они стали очевидны. Серьезно выросла нагрузка, отмечает он: вместо одного проверяющего бизнес получил двух, причем налоговики и ПФР проверяют, по сути, одни и те же данные. Отчитываться приходится перед двумя органами, по двум разным системам, платить на два разных счета, сетует президент «Опоры» Александр Бречалов. «Наконец-то будет «одно окно», — поддерживает он реформу. «Чем меньше отчетности, тем лучше», — солидарна с ним вице-президент Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина. Налоговая служба более эффективна с точки зрения администрирования, отмечает Костальгин: ФНС не так часто меняет формы отчетности, создала более развитую систему досудебного обжалования.
Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова не стала комментировать эту идею и переадресовала вопрос в секретариат первого вице-премьера Игоря Шувалова. На совещании у премьера Шувалов сказал, что передача полномочий снизит нагрузку на бизнес, так как будет один контролер, рассказывает федеральный чиновник. Представитель секретариата Шувалова подтвердил эти слова. Кроме того, появится возможность сократить государственный аппарат и сэкономить бюджетные средства, добавил он. Представители ФНС, ПФР и социального вице-премьера Ольги Голодец отказались от комментариев.
Совсем ПФР из жизни бизнеса не уйдет, отмечает его сотрудник: фонд занимается учетом пенсионных прав. Во всем мире кто ведет учет пенсионных прав, тот и администрирует платежи, подчеркивает он. Нужно снижать общий объем документов в отчетности по персональному счету — это тяжелая административная нагрузка для бизнеса, призывает Кузьмина.
За три года предприниматели уже научились работать по новым правилам, уверяет сотрудник ПФР, более 70% бизнеса взаимодействует с ведомством в электронном режиме. Он утверждает, что из-за реформы усложнится инвестирование пенсионных накоплений, так как деньги будут дольше идти на рынок, а это снизит доход. Наличие посредника в виде ФНС увеличит время обработки данных и передачи денег, соглашается заместитель гендиректора Allianz Investments Сергей Лукин, средства временно размещаются на депозитах по очень низкой ставке.
ФНС еще предстоит доказать правительству, что от передачи полномочий государство получит выгоду, рассказывает чиновник правительства, например, что сможет собирать взносы меньшими силами. При передаче администрирования взносов ПФР получил и дополнительный штат в 10 000 человек, говорит пресс-секретарь фонда Марита Нагога. Если идея о возврате полномочий ФНС будет утверждена, службе потребуется дополнительный штат — около 4000-5000 человек, говорит федеральный чиновник.